СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО

 

В любом обществе, в любой общности и в любой социальной группе существует главный критерий, при помощи которого одни социальные слои размещаются выше или ниже других. Этим критерием выступает социальное неравенство, т.е. условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть и престиж.

 

Неравенство существует во всех без исключения обществах, даже самых примитивных. Исследование примитивных обществ в Новой Гвинее (1968 г.) показало, что элементы неравенства существуют и них тоже. К примеру, папуас, который имел возможность принимать больше гостей, занимал более высокое положение. В то же время слепые и больные имели более низкий статус, женщины статусно считались ниже мужчин и т.п.

Применительно к обществу можно говорить лишь о той или иной степени неравенства и тенденциях к равенству. Герхард ЛЕНСКИ (1970) установил, что в обществах охотников и собирателей неравенство имеет место, но в наименьшей мере. Наиболее ярко неравенство проявляется в аграрных обществах. В промышленных обществах существует меньшее неравенство по сравнению с аграрным обществом, несмотря на то, что промышленное общество сложнее.

 

В развитых обществах достигнута бóльшая степень равенства, нежели в развивающихся.

 

Хотя все социологи и признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины. Их взгляды особенно расходятся в том, что же является главным компонентом неравенства? Поэтому существует множество теорий, дающих ответ на данный вопрос.

Сторонники теории функционализма рассматривают неравенство как необходимое условие самого существования общества, дающее возможность поощрять лучших его представителей и стимулировать наиболее ценные виды общественно-полезной деятельности. Одно из самых первых объяснений неравенства было дано Эмилем ДЮРГЕЙМОМ в работе «О разделении общественного труда». Э. Дюргейм сделал вывод о том, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, нежели другие. Все функции общества – закон, религия, семья, труд и т.п. – образуют иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся. Да и сами люди талантливы в разной мере: некоторые из них одарены больше, чем другие. В процессе обучения эти различия усиливаются. Э. Дюргейм считал, что в процветающем обществе самые талантливые люди должны выполнять наиболее важные для общества функции. Для привлечения лучших и одаренных общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.

 

Сторонники теории конфликта не согласны с мнением, что неравенство – это естественный способ выживания общества. По их мнению, неравенство является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (прежде всего, богатство и власть), имеют возможность извлекать выгоды для себя. Центральное место здесь занимает марксистская теорияклассов, согласно которой экономическая организация общества является главной причиной социального неравенства и порождает классовую борьбу.

Однако не все сторонники теории конфликта разделяют взгляды Карла Маркса. Один из представителей политической социологии Р. Михельс в своем исследовании профсоюзов и политических партий доказал, что причиной конфликтов является чрезмерная концентрация власти в руках олигархов. Олигархия (власть немногих) складывается в любом случае, если организация превышает определенную величину (например, возрастает от 1 тысячи до 10-ти тысяч человек). Эту теорию называют «железным законом олигархии».

Теория неравенства Макса ВЕБЕРА основывается на понятии «статусных групп».Статусные группы – это группы людей, в разной мере пользующиеся почетом и уважением и поэтому имеющие неодинаковый социальный престиж. Социальный престиж (от франц. prestige – обаяние, очарование) – сравнительная оценка обществом или группой социальной значимости различных объектов и явлений, осуществляемая на основе соотнесения их с системой норм и ценностей, принятой в данной обществе или группе. Статусные группы выделяются на основе трех факторов: 1) богатства, 2) престижа и 3) власти. Это, согласно М. Веберу, три взаимосвязанных компонента социального неравенства.

 

 

В соответствии с рассмотренными выше теориями, неравенство – это результат конкретных экономических и социальных условий. Противоположная точка зрения изложена в репутационной теории У.Л. Уорнера. Уорнер определял принадлежность индивидов к той или иной страте (слою) исходя из оценки их статуса другими членами общества, т.е. исходя из репутации. Уорнер провел исследование стратификационной системы в поселенческой общине («Янки-Сити»). Анализ данной системы осуществлялся на основе высказываний членов общины друг о друге. Таким образом, люди сами определяли классовую принадлежность тех или иных жителей. Вывод Уорнера был следующим: основа неравенства – в психике людей, поскольку они сами постоянно делят друг друга на «высших» и «низших».

 

Вместе с тем, все изложенные выше теории не являются взаимоисключающими. В любом обществе стратификационная система может складываться в результате сочетания самых различных факторов.