Минимально допустимые углы поворота способом поискового поворота
Расстояние между кораблями встрою фронта, каб | ||||||
Минимально допустимый угол поворота, ° |
Достоинства поискового поворота:
- с увеличением угла изменения курса строя (α) время манёвра ( tп) уменьшается (время манёвра зависит от ctg α/2, следовательно, приα→ 180° ctg α/2 → 0, tп→ tц ≤ 180˚/ 60 ωп );
- маневр строя выполняется без изменения скорости хода кораблей;
- простота расчётов маневра и контроля за правильностью выполнения его.
Недостатки поискового поворота:
- с уменьшением угла изменения курса строя (α) время маневра (tп) возрастает (при α → 0
ctg α/2 → ∞и tп → ∞);
- при углах поворотаα < 90° курсы кораблей пересекаются;
- в результате маневра кораблей середина строя смещается с намеченной линии курса;
- с каждым поворотом фланги строя меняются.
д) Двойной поисковый поворот
Способом двойного поискового поворота курс изменяется на углы менее 40—60°только в строю фронта без изменения скорости хода. Уравнителем строя на время поворота становится фланговый корабль внешней стороны поворота. Расчеты маневрирования при данном способе изменения курса рассмотрим на примере.
Допустим, поисково-ударная группа из трех кораблей следует в строю фронта курсом K1 и поисковой скоростью V1 (рис.9). Для того чтобы отложить линию поворотов, из позиции корабля-уравнителя 1описывают циркуляцию в сторону, обратную стороне поворота. Из точки A1, находящейся на продолжении линии строя на расстоянии, равном диаметру циркуляции от уравнителя, проводят линию поворотов под углом α/2 к линии строя. Поворот выполняется по сигналу «Флагман показывает курс ... , поворот способом двойного поискового поворота».
Рис.9. Поворот строя фронта способом двойного поискового поворота
![]() |
По исполнительному сигналу все корабли поворачивают на обратный курс способом «все вдруг» в сторону, обратную стороне изменения курса. Уравнитель, не прерывая циркуляции, ложится на назначенный курс K2. Остальные корабли, изменив курс на 180°, следуют на обратном курсе до линии поворотов. Придя на линию поворотов, каждый из кораблей самостоятельно описывает циркуляцию в ту же сторону, что и в первом случае, и ложится на заданный курс. Время поворота строя определяется поворотом флангового корабля внутренней стороны поворота на новый курс и складывается из времени лежания на обратном курсе t1 и времени циркуляции на угол (180 - α), т. е.
![]() |
или окончательно
где ωп- угловая скорость циркуляции, °/с.
Контроль начала второго поворота может осуществляться с использованием контрольного пеленга, который рассчитывается следующим образом. От точки А4 (рис.10) как позиции, в которой должен быть корабль 1 (уравнитель) к моменту окончания второго поворота кораблем 2, откладывают отрезок А4А3, равный отрезку B1B2, проходимому кораблем 2 за время поворота корабля 1 на угол, равный (180 - α). Направление В3А3 является контрольным пеленгом начала поворота для корабля 2. Величина ∆Пц есть поправка пеленга на циркуляцию, равная разности направлений линий строя на новом курсе В4А4 и контрольного пеленга В3А3.
Рис.10. К расчету поправки контрольного пеленга начала двойного поискового поворота
Поправку пеленга на циркуляцию можно определить путем расчета разности направлений линии строя на старом курсе В1А1 и фактически измеренного пеленга В2А2 на корабль 1 в момент окончания им поворота на новый курс.
Двойной поисковый поворот целесообразно применять при углах изменения курса, меньших, чем приведенные в табл. 2.
![]() |
Таблица 2
Достоинства двойного поискового поворота:
- с уменьшением угла изменения курса строя (α) время маневра (tп) уменьшается ( время маневра зависит от tg α/2 : при α→ 0 tg α/2→ 0, а tп → tц ≤ 180˚ / 60 ωп ).
-при выполнении поворота на малые углы (α <90°) курсы кораблей не пересекаются;
-маневр строя выполняется без изменения скорости хода кораблей;
-простота расчётов маневра и контроля за правильностью выполнения его;
-в результате маневра фланги строя не изменяются.
Недостатки двойного поискового поворота:
- с увеличением угла изменения курса строя (α) время маневра (tп) возрастает (приα→ 180° tg α/2 → ∞ и tп → ∞ );
-при углах поворота α >90° курсы кораблей пересекаются;
-в результате маневра кораблей середина строя смещается с намеченной линии курса;
-из-за большого угла циркуляции (360°- α) требуется тщательное соблюдение одинаковой для всех кораблей строя угловой скорости циркуляции (ωп) и установленного тактического диаметра циркуляции соединения (Dц = 2Rц).
Примечание. В случае маневрирования кораблей, построенных в строй фронта, на зигзаге (когда фактически маневрирование кораблей на каждом частном курсе осуществляется в строю пеленга) перед изменением курса строя способами поискового и двойного поискового поворотов корабли должны быть предварительно перестроены в строй фронта. Перестроение из строя пеленга в строй фронта выполняется поворотом «все вдруг» на курс, отличающийся от пеленга строя на 90°.