Минимально допустимые углы поворота способом поискового поворота

 

Расстояние между кораблями встрою фронта, каб
Минимально допустимый угол по­ворота, °

Достоинства поискового поворота:

- с увеличением угла изменения курса строя (α) время манёвра ( tп) уменьшается (время манёвра зависит от ctg α/2, следовательно, приα→ 180° ctg α/20, tпtц ≤ 180˚/ 60 ωп );

- маневр строя выполняется без изменения скорости хода кораблей;

- простота расчётов маневра и контроля за правильностью выпол­нения его.

 

Недостатки поискового поворота:

- с уменьшением угла изменения курса строя (α) время маневра (tп) возрастает (при α0

ctg α/2 → ∞и tп → ∞);

- при углах поворотаα < 90° курсы кораблей пересекаются;

- в результате маневра кораблей середина строя смещается с на­меченной линии курса;

- с каждым поворотом фланги строя меняются.

д) Двойной поисковый поворот

Способом двойного поискового поворота курс изменяется на углы менее 40—60°только в строю фронта без изменения скорости хода. Уравнителем строя на время поворота становится фланговый корабль внешней стороны поворота. Расчеты маневрирования при данном способе изменения курса рассмотрим на примере.

Допустим, поисково-ударная группа из трех кораблей следует в строю фронта курсом K1 и поисковой скоростью V1 (рис.9). Для того чтобы отложить линию поворотов, из позиции корабля-уравнителя 1описывают циркуляцию в сторону, обратную стороне поворота. Из точки A1, находящейся на продолжении линии строя на расстоянии, равном диаметру циркуляции от уравнителя, про­водят линию поворотов под углом α/2 к линии строя. Поворот выполняется по сигналу «Флагман показывает курс ... , поворот способом двойного поискового поворота».

Рис.9. Поворот строя фронта способом двойного поискового поворота


По исполнительному сигналу все корабли поворачивают на обратный курс способом «все вдруг» в сторону, обратную стороне изменения курса. Уравнитель, не прерывая циркуляции, ложится на назначенный курс K2. Остальные корабли, изменив курс на 180°, следуют на обратном курсе до линии поворотов. Придя на линию поворотов, каждый из кораблей самостоятельно описывает циркуляцию в ту же сторону, что и в первом случае, и ложится на заданный курс. Время поворота строя определяется поворотом флангового корабля внутренней стороны поворота на новый курс и складывается из времени лежания на обратном курсе t1 и вре­мени циркуляции на угол (180 - α), т. е.


или окончательно

где ωп- угловая скорость циркуляции, °/с.

 

Контроль начала второго поворота может осуществляться с использованием контрольного пеленга, который рассчитывается следующим образом. От точки А4 (рис.10) как позиции, в ко­торой должен быть корабль 1 (уравнитель) к моменту окончания второго поворота кораблем 2, откладывают отрезок А4А3, равный отрезку B1B2, проходимому кораблем 2 за время поворота кораб­ля 1 на угол, равный (180 - α). Направление В3А3 является кон­трольным пеленгом начала поворота для корабля 2. Величина Пц есть поправка пеленга на циркуляцию, равная разности направлений линий строя на новом курсе В4А4 и контрольного пеленга В3А3.

Рис.10. К расчету поправки контрольного пеленга начала двой­ного поискового поворота

Поправку пеленга на циркуляцию можно определить путем расчета разности направлений линии строя на старом курсе В1А1 и фактически измеренного пеленга В2А2 на корабль 1 в мо­мент окончания им поворота на новый курс.

Двойной поисковый поворот целесообразно применять при уг­лах изменения курса, меньших, чем приведенные в табл. 2.


Таблица 2

Достоинства двойного поискового поворота:

- с уменьшением угла изменения курса строя (α) время маневра (tп) уменьшается ( время маневра зависит от tg α/2 : при α0 tg α/20, а tпtц ≤ 180˚ / 60 ωп ).

-при выполнении поворота на малые углы (α <90°) курсы кораб­лей не пересекаются;

-маневр строя выполняется без изменения скорости хода кораб­лей;

-простота расчётов маневра и контроля за правильностью выпол­нения его;

-в результате маневра фланги строя не изменяются.

Недостатки двойного поискового поворота:

- с увеличением угла изменения курса строя (α) время маневра (tп) возрастает (приα180° tg α/2 → ∞ и tп → ∞ );

-при углах поворота α >90° курсы кораблей пересекаются;

-в результате маневра кораблей середина строя смещается с на­меченной линии курса;

-из-за большого угла циркуляции (360°- α) требуется тща­тельное соблюдение одинаковой для всех кораблей строя угловой скорости циркуляции (ωп) и установленного тактического диаметра циркуляции соеди­нения (Dц = 2Rц).

Примечание. В случае маневрирования кораблей, построенных в строй фронта, на зигзаге (когда фактически маневрирование кораблей на каждом частном курсе осуществляется в строю пеленга) перед изменением курса строя способами поискового и двойного поискового поворотов корабли должны быть предварительно перестроены в строй фронта. Перестроение из строя пеленга в строй фронта выпол­няется поворотом «все вдруг» на курс, отличающийся от пеленга строя на 90°.