Форма государства

Лекция 2

 

План.

1. Форма государства, ее элементы:

1.1. форма правления

1.2. форма государственного устройства

1.3. форма политического режима

2. Правовое государство: понятие и признаки.

 

 

  1. Форма государства.

Форма государства – это совокупность признаков, указывающих на форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. Формы всех существующих государств имеют общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

1.1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • существование единого главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах).
  • наследственный порядок преемственности верховной власти.
  • представительство государства монархом по своему усмотрению.
  • юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления.

В настоящее время существует конституционная монархия (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить Конституцию.

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательных, исполнительных и судебных сферах власть монарха практически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика- это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • существование единоличного и коллективного главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

В современном мире существуют следующие формы республиканского правления:

Парламентарная республика - разновидность современной формы правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента - правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентом коллегией.

Глава правительства назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики таковы:

· внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

· ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

· более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Характерным для всех президентских республик является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления нет. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.

1.2. Форма государственного устройства - это национальное и административно- территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.

Форма государственного устройства показывает:

· из каких частей состоит внутренняя структура государства;

· каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;

· как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

· в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство- это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т. п.

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной степени определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государство (члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Конфедеративные государства недолговечны. Они могут служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

1.3. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

  • Личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституционных актах.
  • Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами.
  • Антидемократическим режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и т. п.).
  • Антидемократическое государство во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные ему религиозные течения.
  • При антидемократических режимах реально действует примат государства над правом, это является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.
  • Всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.
  • .Антидемократические режимы игнорируют интересы национальных, государственных образований, особенно национальных меньшинств.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются:

  • Демократический режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности.
  • Реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, что придает высокую нравственность демократическому государству.
  • В демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной органов правосудия.
  • Демократический режим является следствием реального разделения власти, как в унитарных, так и в федеративных государствах.
  • Демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальной и национальной особенности населения.
  • Основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм. В условиях демократического режима действуют различные партии, другие общественные организации, объединения
  • Демократический государственный режим базируется на законах.

Т. о. форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государства.

 

  1. Правовое государство: понятие и признаки.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Основные признаки правового государства:

  • Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Основной закон правового государства – Конституция.
  • Правовое государство признает за индивидуумом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государство недопустимо. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой.
  • Взаимная ответственность государства и личности.

Основным принципом организации и деятельности, правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет в компетентном аспекте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательством. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляемая в рамках закона.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присваивать себе функции суда.

Т.о. можно сделать вывод, государство характеризуется:

1. Господством (верховенством права).

2. Верховенство закона.

3. Разделением властей.