Аристофан и его комедии: «Лисистрата», «Птицы», «Облака», «Лягушки».

Аристофан (ок. 445- ок.385 г.г. до н.э.)

Аристофан - крупный комедиограф 5 в. до н.э., единственный автор древней комедии, произведения которого до нас дошли. Большая и лучшая часть его жизни падает на время Пелопоннеской войны. Он был сторонником демократии времен Перикла и защитником интересов земледельцев среднего достатка. Отсюда острая антивоенная направленность его комедий (Земледельцы всегда заинтересованы в мире) и резкая оппозиция к современному правительству «радикальной демократии» торговцев и промышленников, опиравшемуся на неимущих граждан и заинтересованному в войне.

Ему приписывали 44 комедии, полностью сохранилось 11.

Вопросы войны и мира в большей или меньшей степени затрагиваются во всех комедиях Аристофана и лежат в основе таких комедий как «Ахарняне», «Лисистрата», «Мир».

«Ахарняне» - ярко пацифистское произведение. Содержание его состоит в том, что земледелец Дикеополь решился вопреки воле государства заключить для себя одного мир со Спартой. В результате он один наслаждается миром, торгует с союзниками, устраивает пирушки и веселится с танцовщицами, в то время как на сцену вносят израненного, стонущего воина Ламаха.

Серьезнейшей проблеме современности - борьбе за прекращение Пелопоннеской войны, посвящена и ярко выраженная «фаллическая» комедия «Лисистрата», в которой женщины Афин и Спарты сговариваются бойкотировать своих мужей и женихов до тех пор, пока они не сложат оружия.

В комедии «Мир» земледелец Тригей откармливает огромного навозного жука и, оседлав его, летит на небо, чтобы освободить заточенную там богиню мира Ирину. Вначале он пытается освободить её с помощью горожан, но они все тянут веревку в разные стороны, да и сил у них нет тянуть, так как они наголодались за годы войны. Когда же за дело берутся земледельцы, Ирину быстро освобождают и Тригей спускается с ней на землю.

Эта комедия - политическая демонстрация - заключение мира может быть делом рук только земледельцев.

Наибольшей политической стороной отличается комедия «Всадники» (424), где дана критика правления радикальной демократии и открыто разоблачаются правящие круги, которые затевают войну и втягивают в неё людей.

Однако в своих ранних комедиях Аристофан не достиг ещё того высокого художественного мастерства, которым отличаются его произведения «Птицы»(414), «Облака»(423), «Лягушки»(405).

«Облака» - одна из интереснейших и остроумнейших комедий Аристофана. В центральном агоне комедии - в споре кривды и правды, которых выносят на сцену в корзинках как боевых петухов, высмеиваются и осуждаются поэтом поэтом новые принципы воспитания молодёжи. Правда берет за образец воспитание, дававшееся в старину, восхваляет скромность нравов и справедливость, процветашие раньше в обществе, когда она, Правда, царила на земле. Кривда в этом агоне побеждает Правду, но это не значит, что она у Аристофана одержала моральную победу. Автор зло смеется над софистическими приемами, при помощи которых Кривда побеждает. Они, по его мнению, сами разоблачают себя в глазах публики. Комедия «Облака» интересна тем, что она знакомит читателя с достижениями естественных наук того времени. С возникающей филологией, с расцветающей риторикой, хотя достижения этих наук даны в пародийной, карикатурной форме. Обличая софистов как шарлатанов и безбожников, Аристофан ошибочно ставит во главе их школы Сократа, учение которого имело очень мало общего с софистикой. Носителем софистики выступает в др. его комедиях не столько Сократ, сколько Эврипид, подвергающийся постоянным насмешкам поэта.

Комедия «Лягушки»- первый в Европе образец литературной критики, представлена правда в пародийной форме. Комедия была поставлена в 405 году до н.э., вскоре после смерти двух крупных трагических поэтов современности -Эврипида и Софокла. Аристофан заставляет в ней самого Диониса, бога театра, спуститься в подземное царство, чтобы вернуть на землю кого-нибудь из умерших поэтов, так как в Афинах хороших поэтов не осталось. Таким образом, комедия была очень актуальна. Её высоко оценила афинская публика, и то, что зритель понял и оценил «Лягушек», говорит о глубоком проникновении в быт афинских граждан театральных зрелищ. И о близости литературных принципов провозглашаемых Аристофаном большинству афинской публики. Исследователи отмечали, что в споре трагиков Эсхила и Эврипида выдвигается критерии стиля, разработанные позднее в теориях художественной речи и получившие там специальную терминологию Хор: «следует ожидать, что один [Эврипид] заговорит утонченно и отшлифовано, а другой [Эсхил], выдернув с корнем слова, разбросает их с грохотом по ристалищу». Хор и сам Эсхил изображают его речи как возвышенные, полные украшений и аффектаций. А Эврипид видит в этом ходульность, напыщенность и тяжеловесность: «Разве ты не громоздишь слова с вершин Ликотета и Парнаса? но когда я взял от тебя искусство, набухши от хвастливых и тяжеловесных слов, я прежде всего подсушил его и избавил от тяжести при помощи стишков и философских бесед, и белой Свеклы, добавив ему сок Чепухи, выцеженной из книг». Так в этом диалоге образно характеризуются высокий и сухой стиль.

Эврипид упрекает старого поэта в «неясности» выражений: «И пока он несёт этот вздор, драма подходит к середине, и он прибавляет дюжину бычьих словес с бровями и губами - несколько ужасных пугал непонятных зрителям». С неясноегью связывается неологизмы Эсхила: сложные, составные слова «конепетухи», «козлолени». О требовании ясности и о принадлежности сложных слов к высокому стилю мы читаем у Аристотеля и позднейших писателей.

Одним из главных критериев в теории стилей, исходившей в начале из ораторской практики, стал принцип уместности соответствия речей характеру действующего лица и предмету речи. Но уже Эсхил у Аристофана убежденно говорит: «О, негодяй, необходимо, чтобы слова рождались равные величественным мыслям и замыслам, и подобает полубогам употреблять более возвышенные слова».

Гвоздем разногласий Эсхила и Эврипида в «Лягушках» является их художественный метод. Соглашаясь в том, что поэт должен быть воспитателем граждан, Эсхил и Эврипид придерживаются разных мнений о способе воспитания. Эсхил считает, что поэт должен воспевать только прекрасное, скрывая пороки жизни.

Эврипид, убежденный, что нужно раскрывать всю неприкрашенную правду жизни, отвечает:

- Человеческим будет наш голос!

Пускай комедия «Лягушки» явилась одновременно и гимном искусству «древней комедии» и проявлением его наивысшего расцвета; она написана замечательным художественным мастерством и подчинена всем требованиям жанра. Борясь с драматургическим новаторством Эврипида, ломавшего тесные для него жанровые рамки, подвергающего сомнению мнения общепринятые понятия и моральные нормы Аристофан отстаивал свои литературные и моральные нормы, боролся за право на жизнь традиционной комедии и защищал отживающую коллективистскую этику против возникновения индивидуальной морали.