Древнеаттическая комедия. Злободневность и актуальность тематики. Средства и приемы: социальная и персональная сатира, осмеяние, инвектива, карикатура, слияние мифа и жанра.

Древняя аттическая комедия- это один из наиболее сложных для понимания жанров античной литературы.

Аттической она названа потому, что бытовала в Аттике - области Греции, центром которой были Афины, древней - для отличия от комедии 1У-Ш в.в до н.э, которую мы называем новой аттической комедией.

С начала и до конца своего существования древняя аттическая комедия по структуре, художественным особенностям и содержанию была теснейшим образом связана с обрядовыми играми, в которой следует искать её истоки. Обряды, лежащие в основе комедии, принадлежали праздникам богов плодородия и уходят корнями в глубокую древность. В переводе с греческого языка комедия означает «песня комоса».

1) Комосом же назывались процессии людей, славящие бога в шутливых, подчас весьма вольных песнях, перемежающихся с песнями насмешливого содержания. Т.о., в песнях комоса содержался элемент социального протеста, который перешел в комедию, имевшую в 5 в. до н.э. острую политическую направленность.

2) Фаллические песни,исполнявшиеся в процессиях в честь богов плодородия, особенно в честь Диониса, с несением при этом фалла (символ плодородия) явились источником характерных для комедии непристойных шуток, которые как и другие нарушения повседневных моральных норм поведения, по понятиям других народов, благоприятно влияли на плодородие земли и скота. Плодородие можно было вызвать, по мнению древних, также смехом и борьбой - с этим связана установка древней комедии на беспредельный комизм, а также обязательное наличие в комедии агона (борьбы, спора) как основной композиционной части произведения.

Драматические же части комедии восходят к незатейливым ярмарочным сценкам балаганного характера с перебранками и драками, т.е. имеют фольклорное происхождение, как и песни хора.

Одним из разновидностей комедийного жанра была «сицилийская комедия» Эпихарма (5в.до н.э.). До нас дошли только фрагменты комедий Эпихарма, из которых видно, что это были серии сценок бытового или мифологического содержания. (Одиссей-плут, Геракл-обжора, пьяница и сластолюбец).

В Афинах комедии стали ставиться в театре позднее трагедий, в 80-х г. 5в. - 2 раза в год на Дионисиях и на Ленеях. Обычно на празднике выступали три комедиографа, каждый с одной комедией. Актеры, как и в трагедиях, играли в масках, изображавших смеющиеся или уродливые лица. Так как безобразное, в понимании греков, как и смешное, способно влиять на плодородие. Весь внешний вид актера - костюм, особая бутафория, составляющая часть костюма, манера держаться и передвигаться по сцене - всё должно было вызывать смех. В комедии выработался ряд определенных персонажей, которые мы называем типическими масками: шут, учёный шарлатан, трусливый щеголь, пьяная старуха, обжора, воин, «варвар» (иностранец, коверкающий греческий язык), смышленый раб. Эти персонажи найдут своё дальнейшее развитие в др. литературах.

О тесной связи древней аттической комедии с обрядами свидетельствует активная роль хора, чем в трагедии. Комический хор состоит из 24 человек, и он делится на два полухория, что давало возможность хорового агона (словесного состязания). Названия большинство сохранившихся комедий Аристофана («Всадники», «Облака», «Осы», «Ахарняне», «Птицы») указывают на состав хора и свидетельствуют о ведущей роли хора в древней аттической комедии.

Ролью хора обусловлена и структура комедии. Она открывалась прологом - монологом одного из действующих лиц или диалогом, вводившим зрителя в ситуацию спектакля. Затем парод - выход на сцену хора и его первая песня, призванная возбудить интерес публики, дальнейшее действия делилось на эписодии (актерские сцены) и стасимы (песни хора). В комедии обязательно был один или два агона, т.е. сцены спора между полухориями или между персонажами - словесные, но доходящие о потасовок. Где-то в середине комедии обязательно была парабаса - обращение хора к публике с обличением деятелей государства, с обвинением их в честолюбии, казнокрадстве, агрессивной военной политике и т.п. или с пропагандой взглядов автора на политику государства, на общественную жизнь, литературу. Содержание этой части не было прямо связано с действием комедии, и в ней особенно ощутима связь комедии с обличительными песнями комоса. Последняя песня хора и уход его со сцены - эксод. Элементарной формой народного балагана является шуточная сценка, в ней часто действуют сказочные герои или содержатся сказочные мотивы. Для народного фарса характерен гротеск. Отсюда -карикатурность, фантастика, буффонада древней античной комедии.

Древняя аттическая комедия была связана одновременно и с обрядом, и с современной общественной жизнью; она консервативна по форме и злободневна по содержанию, фантастика и грубый комизм соединяются в ней с обсуждением серьезнейших политических и социальных проблем. В этой противоречивости и состоит своеобразие жанра, меняющего свой характер по мере ослабления его связи с обрядом.