Развитие греческой литературы в период становления античного рабовладельческого общества и государства (7в - нач 5в. до н.э)

Это время когда в Греции сформировалось античное рабовладельческое общество. Расширилась территория, населенная греками, выросла торговля, и ухудшение жизни крестьянства привело к образованию колоний. Выдвинулся новый общественный слой - зажиточные купцы и ремесленники.

Ведущим литературным жанром эпохи становится лирика. В литературу вводится огромное количество новых стихотворных форм, связанных с местными культовыми и народными песнями и с местными диалектами.

Почти все области Греции, новые колонии Сицилии и южной Италии, принимают участие в этом литературном движении, и ионийский язык теряет свою преобладающую роль.

Отражая идеологическую борьбу эпохи, лирические жанры отличались большим многообразием. Наряду с песенными формами, рассчитанными на отдельного слушателя, развивалась и торжественная хоровая лирика, поэзия гимнов на праздниках и гимнастических состязаниях; аристократические государства пользовались хоровой лирикой для своих политических целей. Мифологические гимны сохранили большое значение и в лирике, но изменилась литературная функция мифа, способ его рассказа, в значительной мере и идеологическая направленность мифов. Миф становится иллюстрацией к лирическим размышлением и наставлением. Сюжет изменяется не последовательно, а лишь в нескольких основных моментах интересующих поэта, и приспособляется к новой классовой этике и новым религиозным движениям (религия Аполлона, религия Диониса).

Иония в 7-6 вв. до н.э. продолжала оставаться наиболее передовой в культурном отношении областью. Параллельно с критикой олимпийской мифологии в Ионии начинаются развиваться, кроме лирики также и новые виды повествовательной литературы, в которой мифологическая тематика заменяется исторической и бытовой. Создается литературная проза: научно-филосовская и повествовательная басня, бытовой и исторический рассказ, историография. По сюжетам и стилю эти новые жанры повествовательной прозы примыкают к фольклорным формам прозаического спада, в частности и сказке, и являются их дальнейшим развитием фольклорной песни.

Таким образом, важнейшими литературными процессами рассматриваемого периода: 1) упадок и отмирание старинного эпоса 2) расцвет лирики 3) зарождение литературной прозы. К 6 в. до н.э. относятся также зачатки драмы, но свое литературное развитие драма получила уже в следующем периоде.

Итак, происходит упадок и отмирание старинного эпоса, создается послегомеровский эпос. Были созданы поэмы, «Киприи» где излагается весь ход Троянской войны до начала действия «Илиады». Продолжением «Илиады» служила Эдмонида, которая принадлежала перу Арктику из Милета. Грандиозная концентрация героических сказаний в «Илиаде» и «Одиссеи» стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение 7в. до н.э. и первой пол. 6 в. до н.э. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с Илиадой и Одиссей. И вместе с ними образовать единую связную летопись мифологического предания, т.к. эпический «кикл» (цикл, круг). Античная традиция приписывала многие из этих поэм «Гомеру», что подчеркивало их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом. Впоследствии, когда античная критика сумела отделить «киклические поэмы» от «подлинно» гомеровских, для поэм «кикла» отыскались другие авторские имена, однако далеко не всегда действительные. От киклических поэм сохранились лишь ничтожные отрывки, но содержание поэм известно нам в пересказах античных ученых. «Кикл» строился так, что одна поэма примыкала к другой, продолжала повествование с того момента, которым заканчивается предыдущая поэма.

Поэмы «кикла» лишены сюжетной законченности, они разбросаны в последовательном порядке серию отдельных эпизодов, связанных между собой только хронологическим соотношением. Не смотря на обилие эпизодов киклические поэмы по своей величине значительно уступают гомеровским. Это свидетельствует об известной сжатости изложения. Поэты кикла отошли от неторопливой обстоятельности Гомеровских рассказов, избегая, по свидетельству Аристотеля, речей, вкладываемых в уста действующим лицам, с целью их характеристики.