Архитектура и среда в БИС

Третье измерение отражает разнообразие и характер взаимодействия отдельных банковских операций. Состав модулей автоматизации банковского программного комплекса зависит от перечня и состава операций реально выполняемых банком, при этом необходимо обеспечить наращивание системы, то есть подключение новых модулей в связи с появлением операций и совместимость вновь установленных модулей с уже существующими.

Второе измерение - информация, получаемая на первом измерении, группируется в зависимости от типа выполняемой информации по отделам.

Внутрибанковское информационное обслуживание

Модель организации БД и прикладного программного обеспечения разрабатывается в соответствии с организационной структурой банка. Структура любого банка носит трехмерный характер:

Первое измерение делит весь документооборот банка на внутренний Rash-office и внешний Frant-office. К первому относится внутренний учет и подготовление статистики, контроль за выполнением операций, управление рисками, поддержка кассы, анализ стратегии. Ко второму относятся платежные документы, авизо (подтверждение выполнения операций) в бумажной или электронном форме.

Анализ структуры зарубежных банковских программных комплексов, а также потребности российских банков, имеющих генеральную лицензию на проведение множества валютных операций, позволяет выделить следующую типовую структуру интегрированного банковского программного комплекса.

- кредитные операции

- валютные операции

- управление рисками

- главная книга

- контроль данных

- нормативно- справочная информация

- документарные операции

- гарантийные операции

- обслуживание клиентов

- операции с ценными бумагами

- внутренний учет

- коммуникации

 

Все типовые модули предусматривают работу в мультипликативном режиме с отражением по балансу, чтобы дать возможность ведения как рублевого, так и многовалютного баланса.

В реальных банковских системах взаимосвязь модулей по принципу «каждый с каждым», любой модуль предусматривает проведение типовых операций.

Ввод и просмотр данных, ответы на запросы, вывод отчетов, обеспечивает автоматический контроль за правильностью проведения операций. Для разработки системы и обеспечения взаимодействия пользователей с системой используются следующие виды языков:

- несущий язык - алгоритмический язык, на котором разработана ЭС

- Язык обновления - язык сообщений о необходимости изменений информационного фонда

- Язык адаптаций - язык сообщений об изменениях алгоритмов обработки и поиска информации

- Информационный язык используется для выражения результатов поиска по всему информационному фонду

- Язык запросов - задает условия поиска в БД , например, учитывается регистр при поиске или нет.

 

Первые банковские системы были разработаны на процедурных языках Си, Кабо.

Современные банковские пакеты разрабатываются с использованием технологии визуального и объектно- ориентированного программирования, например, Банкир.

Чаще всего при разработке таких систем используется пакет ORACAL. Последним достижением в области программирования является case-технология. Они не только поддерживают принципы объектно- ориентированного программирования, но позволяют автоматизировать все этапы программирования, проектируя ИС, начиная с концептуального уровня и заканчивается выпуском документации. Любая case-технология использует развитый графический интерфейс, который позволяет вести проектирование в виде наглядных образов, затем автоматически преобразовывать полученные модули в готовое программное обеспечение с одновременной разработкой необходимой структуры БД.

Достоинством таких технологий является автоматическая разработка модулей. Обеспечивающих целостность данных, разграничение доступа, разграничение доступа к БД разработки системы подсказок.

Из отечественных case-технологийпакет case-аналитик.

Наряду с общими требованиями к программным модулям к банковским системам выдвигается ряд специальных требований:

1. требование к функциональной и информационной полноте; полнота оплата используемых в банке операций, обеспечение обновления всего массива информационно- справочной информации, синхронности ее реальных изменений, автоматический контроль операций и различные режимы просмотра для руководства и аудита, создание и поддержание в актуальном состоянии архивов данных и документов.

2. требования к интерфейсам, сквозная система меню, представление экранов ввода и корректировки информации как форм документации на бумаге, автоматическое ведение пользователя от одного заполняемого поля к другому, встроенная контекстно- зависимая справочная система, выдача подсказок, позволяющих правильно выбрать значение поля из списка возможных его значений. Контроль ввода информации по допустимым значениям, режимы работы операциониста, при котором выполняется только оформление банковской операции, все проводки формируются автоматически. Поддержание двух режимов работы: реального времени и псевдореального. В первом случае все изменения в проводке автоматически заносятся в основную БД, во втором случае вся информация сначала заносится в файл промежуточного хранения. В конце операционного дня, если баланс сошелся, информация из файла промежуточного хранения переносится в основную БД. В противном случае в файл промежуточного хранения вносятся коррективы до тех пор пока не будут устранены все ошибки.

3. Требование к надежности: интегрированность системы, то есть все компоненты работают совместно и обеспечивают связь друг с другом. Ввод любых данных производится один раз, а доступ к ним возможен из любой точки системы. Наличие средств самоконтроля. Поддержание зеркальной копии информации в режиме горячего резерва. Архивирование необходимых данных с заранее заданной периодичностью для выполнения, просмотра и аудита в хронологическом порядке. Защита от «дурака» при вводе данных и совершении операций. То есть организация проверок полей ввода сразу после их заполнения.

 

 

Большинство БИС работают на платформе больших машин и миникомпьютеров типа AS/400 фирмы IBM. При обработке используется технология клиент-сервер. В банках в единую сеть подключаются не только ВМ, но и системы сигнализации и контроля, телефонные и телеграфные линии. Для управления сетью приняты следующие правила:

- управление конфигурацией сети

- контроль производительности, позволяющий обнаруживать источники больших потоков данных, узкие места, предоставляющие возможность моделирования сети в различных условиях.

- Обнаружение и ликвидация неисправностей а автоматическом режима.