Внутренняя информация

Возникает в самих системах учета, планирования и управления и отра­жает в различные периоды времени цели (целевые показатели) и дан­ные о результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее подразделений. Эти данные измеримы, зафиксированы в управленчес­ких документах и содержат точные сведения.

К внутренним источникам информации относятся:

1. бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты пред­приятия;

2. организационно-распорядительные документы (приказы, распо­ряжения, положения об отделах и др.), а также другие оператив­ные документы (счета-фактуры, наряды, ведомости и т. д.), нор­мы и нормативы, а также другие справочные данные;

3. беседы с сотрудниками и руководителями;

4. формируемые на предприятиях информационные системы (ин­формационные базы данных).

Система бухгалтерского учета. В планировании бизнеса фирмы си­стема бухгалтерского учета рассматривается, с одной стороны, как один из источников получения данных, позволяющих сформировать инфор­мационную базу. С другой стороны, система бухгалтерского учета сама отражает финансовые результаты деятельности предприятия. Напри­мер, с помощью данных бухгалтерского учета можно оценить финансо­вое положение организации на текущий момент времени. По данным о движении денежных средств можно легко прогнозировать все основ­ные источники и направления расходования средств.

К числу наиболее важных групп показателей, получаемых из систе­мы бухгалтерского учета и используемых в планировании бизнеса, относятся:

1. показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность;

2. показатели, характеризующие источники формирования активов;

3. показатели, характеризующие использование ресурсов;

4. показатели, характеризующие рентабельность.

Система статистического и оперативного учета и отчетности. В процессе планирования могут быть использованы данные статистического учета и отчетности, в частности: «Отчет по труду», «Отчет о наличии и использовании материальных ресурсов» и др.

Оперативный учет и отчетность обеспечивают процесс планирования необходимыми данными, например, о производстве и отгрузке про­дукции, о состоянии производственных запасов и т. п.

Таким образом, любая организация представляет собой сложную си­стему, внутри и вне которой в разных направлениях передается разного рода информация, образующая информационные потоки. Эти информационные потоки имеют большое значение для рациональной организации системы планирования.

Аналитическая информация. К числу необходимой в планирова­нии аналитической информации относится информация, получаемая в результате использования методов технико-экономического, финан­сового и маркетингового анализа.

Технико-экономический анализ учитывает взаимодействие техни­ческих и экономических процессов, происходящих на предприятии. Результатами данного анализа являются: информация о потребности в оборудовании, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для обеспечения деятельности предприятия, сведения об их фактическом наличии в определенный момент времени, информация о производ­ственной мощности предприятия, степени выполнения плана за пред­шествующие периоды и т. п.

Финансовый анализ способствует повышению качества планиро­вания (в частности, стратегического планирования). Детальный фи­нансовый анализ может выявить имеющиеся у организации сильные и слабые стороны, связанные с такими характеристиками, как ее пла­тежеспособность, финансовая устойчивость, ликвидность, рентабель­ность и т. д., а также их сравнение с основными конкурентами.

Маркетинговый анализ представляет собой сбор, обработку и анализ системы показателей для исследования конъюнктуры рынка, процессов ценообразования, формирования ассортимента продукции с учетом ры­ночных факторов, продвижения и сбыта товаров и услуг, организации послепродажного обслуживания клиентов, формирования общественно­го мнения о фирме и ее товарах (услугах).