Методы качественного прогнозирования состояния внешней среды основаны на различного рода опросах и экспертных оценках. К ним относятся: репрезентативный опрос, опрос экспертов.

 

Рисунок 2 - Типология методов прогнозирования спроса

 

Качество прогнозирования с использованием метода репрезентативного опроса зависит от репрезентативности выборки опрашивае­мых, а также от того, в какой форме ставится вопрос, и др.

В основу прогнозов, основанных на опросе экспертов, закладываются не объективные данные, а суждения менеджеров или потребителей. Наибольшее распространение получили три метода: метод Дельфи, метод оценки торгового персонала, метод исследования намерений поку­пателей. Указанные методы могут применяться на первом этапе при разработке количественных прогнозов, например для прогнозирования темпов роста инфляции, рыночного спроса.

Количественные методы прогнозирования состояния внешней среды позволяют получать информацию только о тех объектах, которые могут быть измерены количественно (например, объемы потребления продук­тов питания). К числу таких методов относятся: эмпирические методы, в основе которых лежат эмпирические данные, либо методы экстраполя­ции трендов, построенные на анализе временных рядов и прогнозирова­нии развития на ближайшую перспективу (например, прогнозирование текущих объемов продаж).

К наиболее прогрессивным с научной точки зрения относятся «объек­тивные», «аналитические» методы прогнозирования (например, динамическое имитационное моделирование), в основе которых заложены модели, имитирующие рыночные ситуации при разных сценариях развития событий.

Метод построения сценариев. В условиях быстрых и сильных изменений, происходящих во внешней среде, ценным инструментом восприя­тия действительности могут быть интуиция и воображение. Планирование базируется на определенных гипотезах (предположениях, допущениях) о будущем состоянии внешней среды. Планирование сценариев обеспечивает интеграцию интуитивных и количественных методов, основанных на имеющихся фактах.

Планирование и анализ сценария — это структурированный метод раз­работки альтернативных картин будущего состояния внешней среды.

Сценарий представляет собой детальное, внутренне последователь­ное описание того, на что может быть похоже будущее, основанное на ряде предположений, которые особенно важны для развития эконо­мики, отрасли или технологии.

В сценариях учитываются в основном ключевые факторы — характе­ристики внешней среды, но, кроме этого, могут быть учтены и специфи­ческие для предприятия аспекты. Как правило, наряду с наиболее веро­ятным сценарием разрабатывают и альтернативные сценарии (рисунок 3). Техника разработки сценария представляет собой многоступенчатый, междисциплинарный процесс поиска решения проблем. Она требует привлечения большого числа специалистов. На отдельных этапах при разработке сценария могут применяться и другие методы исследова­ния: построение дерева проблем, мозговой штурм, морфологический ана­лиз, имитационные игры, статистический анализ, метод Дельфи и си­туационное моделирование.

Рисунок 3 - Метод сценариев

 

 

Метод сценариев лишен недостатков «точечного прогноза» и позво­ляет анализировать несколько вариантов развития событий. Использо­вание этого метода повышает способность компании к предвидению, увеличивает ее гибкость и адаптивность к происходящим изменениям по мере реального развития событий. Сценарии могут использоваться в качестве базы для стратегического планирования, а в дальнейшем — и для контроля планов.