Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения
В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух близких понятий: «слушать» и «слышать». К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Истинное слушание — это слушание без вынесения суждений, замечаний, желания рассказать свою историю. Развить навыки слушания можно лишь в том случае, если у слушающего есть реальное желание понять и узнать другого человека. Неумение слушать — это наиболее значительная и самая распространенная проблема в общении.
Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к. себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.
Можно говорить об эффективном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно, когда не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Оно неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения собеседников в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к ее решению или не способствует установлению доверительных отношений. Можно выделить следующие барьеры, мешающие услышать собеседника:
· недоверие к сообщению в целом, если рецепиент считает, что коммуникатор допустил ошибку;
· неприятие другого человека как личности;
· заключение по внешнему виду и/или по манере изложения, стоит ли доверять сообщению;
· влияние собственных предпочтений на слушание сообщения;
· ответ до того, как собеседник полностью выскажет свою точку зрения;
· мысленная репетиция своего ответа, вместо того чтобы направить нее свое внимание на то, о чем говорит собеседник;
· слушание ради согласия, а не ради согласия, а не ради понимания;
· отвлечения;
· желание быть правым, победить, оставить за собой последнее слово;
· фильтрация сообщения через свои суждения о том, как должно или не должно быть;
· захваченность собственными эмоциями эмоциями;
· нежелание учитывать эмоциональное состояние другого человека, его чувства, переживания.
Эффективное слушание — это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Следует помнить, что активно слушать человек может в среднем 15 мин.
Выделяют два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.
1. Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (используется, когда для говорящего важна эмоциональная разрядка или на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим). Это слушание с активным использованием невербальных средств — кивков, мимических реакций, контакта глаз, внимательного интереса и т.п.
2. Рефлексивное слушание — объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается в реальной помощи, при решении определенных проблем).
В данном случае это слушание с использованием открытых и закрытых вопросов, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, отражение чувств и резюмирование.
Механизмом формирования позитивной среды общения является предоставление больному психической вентиляции, т.е. возможности свободного непрерываемого рассказа о его проблемах. Пациенты, относящиеся к экстравертному типу, открытые для общения, легко идут на контакт с медицинской сестрой и добиваются психической вентиляции. С пациентами, относящимися к интровертному типу, закрытыми для общения, контакт затруднен, несмотря на их большую потребность в психической вентиляции.
Процесс коммуникации упрощается в случае возможности обратной связи — проясняющего и очищающего от помех элемента коммуникации. Она выполняет следующие функции:
• несет говорящему информацию о том, как он воспринят в
процессе общения, способствует приобретению собственного «Я»;
• дополняет представление о собеседниках;
• корректирует поведение.
Механизм обратной связи предполагает умение собеседника оценивать собственные действия и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции партнера на сказанные слова.
В общении медицинского работника с пациентом или коллегой адекватность обратной связи потребностям обоих собеседников-важное и необходимое условие установления доверительных отношений.