Анализ финансовых результатов предприятия
Финансовые результаты предприятия характеризуются показателями прибыли и рентабельности.
Прибыль является основным финансово-экономическим показателем деятельности предприятия. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
-Валовая прибыль от реализации продукции.
Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и затратами, включаемыми в производственную себестоимость.
Валовая прибыль является показателем эффективности работы производственных подразделений предприятия.
-Прибыль от продаж.
Она определяется вычитанием из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.
Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности предприятия, т.е. производства и реализации продукции.
-Прибыль до налогообложения.
Она определяется как сумма прибылей от основной, операционной деятельности и результата внереализационных доходов и расходов.
Прибыль до налогообложения или бухгалтерская прибыль это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности.
Прибыль от операционной деятельности представляет собой прибыль, полученную в результате реализации основных фондов, материалов и т.д.
Внереализационные финансовые результаты рассчитываются как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами.
К внереализационным доходам относятся доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, присужденные или признанные должником штрафы, средства, полученные в качестве инвестиций в результате инвестиционных торгов, положительные курсовые разницы по валютным счетам и т.д.
К внереализационным расходам относятся убытки от списания дебиторской задолженности, судебные издержки, отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и т.д.
-Чистая прибыль.
Она определяется вычитанием из прибыли до налогообложения текущего налога на прибыль и других обязательных платежей из прибыли (штрафы и пени по расчетам с бюджетом), а также величины отложенных налоговых активов и прибавлением отложенных налоговых обязательств.
Чистая прибыль – основной показатель финансовых результатов предприятия, характеризующий его экономический эффект.
-Нераспределенная прибыль.
Она определяется вычитанием из величины чистой прибыли суммы распределенной прибыли.
Анализ прибыли начинают с исследования ее динамики как в общей сумме, так и в разрезе ее составляющих (горизонтальный анализ). Затем выявляют структурные изменения – вертикальный анализ. Основной прием анализа – сравнение показателей с предыдущим годом или планом в абсолютных величинах и в процентах к итогу.
При проведении анализа могут быть использованы и другие группировки показателей прибыли.
По источникам формирования выделяют:
-прибыль от реализации продукции и услуг;
-прибыль от реализации имущества;
-прочая операционная и внереализационная прибыль.
По видам деятельности выделяют:
-прибыль от текущей деятельности;
-прибыль от инвестиционной деятельности;
-прибыль от финансовой деятельности.
По характеру использования:
-прибыль направленная на дивиденды (потребленная);
-капитализированная (нераспределенная) прибыль.
По периодичности получения:
-регулярная прибыль;
-чрезвычайная прибыль.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия, они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
-показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
-показатели, характеризующие прибыльность продаж;
-показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации продукции (товаров, работ и услуг) к сумме полученной выручки.
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями конкурентами.