Оформление конспекта урока
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент) | Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением) | Учитель | Ученики | Время | ||
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | |||
При отборе электронно-образовательных ресурсов(далее - ЭОР) к урокунеобходимо строго следовать следующим критериям:
• соответствие ЭОР:
· целям и задачам урока;
· основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
· научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
· эргономическим требованиям;
• научность и достоверность предоставленной информации.
Тема урока:(уточняется в учебной программе)
Тип урока: (в соответствии с дидактической направленностью: урок сообщения новых знаний, урок закрепления, урок повторения и систематизации знаний, обобщающий урок, урок проверки и контроля знаний, умений и навыков учащихся)
Форма урока: (урок-практикум, урок-исследование и т.д.)
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству (варианты дидактической направленности урока: закреплению, повторению, обобщению, контролю) … записывается формулировка темы урока.
Задачипредметные – содействовать (чему? Перечислить конкретные формулировки тех видов деятельности, которые будут предложены учащимся по ходу урока: в области усвоения новых знаний – что должны дети усвоить, в чём упражняться, какие умения будут развиваться и какие воспитательные задачи будут решаться на уроке в соответствии с учебной темой урока);
Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – (выбираются 1-3 формулировки из тех, которые предлагаются в учебной программе для данной группы УУД);
познавательных – ………………..;
коммуникативных – ………………
Личностные УУД – формировать (выбираются только те формулировки, которые соответствуют содержанию урока).
Оборудование урока:(перечислить какими учебными дидактическими материалами будут пользоваться учащиеся на уроке, какие наглядные пособия будут использованы, в том числе информационная поддержка).
2. Повторение в системе уроков русского языка.
Задача формирования прочных грамматических, орфографических и речевых знаний, умений и навыков решается успешно при условии систематического и умелого проведения учителем повторения изученного, которое должно проводится из урока в урок. У.Д.Ушинский отмечал, что хороший учитель как будто только тем и занимается, что повторяет пройденное, а между тем двигается вперед.
Повторение изученного материала решает следующие задачи:
1. Предупреждает забывание изученного.
2. Помогает восстановить забытое.
3. Содействует формированию прочных З,У и Н.
В зависимости от целей и содержания изучаемого повторение может быть следующих типов :
1) в начале учебного года;
2) текущее (ежедневное повторение, сопутствующее изучению нового материала);
3) тематическое (повторение пройденной темы или целого раздела);
4) итоговое (повторение пройденного в течение учебного года).
Каждый их этих видов повторения имеет свою методику, каждому из них отводится определенное место на уроке или в системе уроков.
Повторение в начале учебного года имеет целью восстановить в памяти учащихся после продолжительных летних каникул важнейшие сведения по пройденному материалу в предыдущем классе. Такое повторение проводится на специальных уроках, предусмотренных программой. Главное требование к его проведению – восстановить не просто полученные знания, а систему знаний. Положительную роль при этом играет использование схем и таблиц, составленных в предшествующем учебном году в процессе обобщения и систематизации материала.
При организации повторения необходимо опираться на следующие положения:
1. Не следует использовать те же методы и приемы, тот же дидактический материал, тексты, которые применялись предыдущем классе.
2. Упражнения и средства наглядности должны ориентировать на самостоятельное воспроизведение ранее полученных знаний.
3. Текстовой материал должен быть новым и усложненным.
4. Большее внимание уделять творческим речевым упражнениям.
5. теоретический материал (грамматические сведения и правила правописания) воспроизводится и закрепляется в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Текущее (сопутствующее) повторение К.Д.Ушинский называл ежедневным, «беспрестанным». Его цели:
· закрепить, углубить и расширить знания, на которые опирается сознательное усвоение нового материала;
· тренировать и закреплять умения и навыки письменной речи;
· своевременно выявить трудности усвоения и проблемы в знаниях учащихся, их причины и устранять их в процессе работы.
При организации текущего повторения учитель опирается на методические требования к нему:
1. Равномерное, систематическое распределение материала повторения по времени.
2. Связь повторяемого материала с содержанием урока, его целью и задачами.
3. Использование возможностей дифференцированного подхода в обучении.
Содержанием текущего повторения может быть:
- материал по изучаемой теме;
- материал по теме, сходной с изучаемой;
- давно изученный материал с целью предупреждения забывания;
- материал, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся;
- материал, предупреждающий появление ошибок;
- материал, содействующий устранению допускаемых ошибок.
Тематическое повторение проводится после изучения большой темы.
Его цель – систематизировать знания, полученные детьми при изучении определённой темы или раздела. На тематическое повторение отводится от одного до трех часов. В процессе обобщения знаний по теме нужно использовать схемы и таблицы, которые дают возможность представить полученные сведения в их взаимосвязи. Кроме этого можно использовать различные вопросники, которые даются в учебниках.
Итоговое повторение проводится в конце учебного года. На него отводятся специальные уроки. Однако оно будет успешным, если учитель уделял серьезное внимание текущему и тематическому повторению.
Задачи итогового повторения:
- повторить наиболее важный материал года;
- привести в систему многообразные сведения, полученные в течение учебного года;
- показать взаимосвязь между явлениями грамматики и орфографии;
- закрепить З,У и Н в соответствии с программными требованиями;
- ликвидировать проблемы в З,У и Н учащихся.
3. Контроль и учёт знаний, умений и навыков учащихся.
Одним из важнейших дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка знаний учащихся позволяет учителю установить:
1. Прочность знаний, выражающуюся в полноте и уверенности ответов учащихся, скорости выполнения практических заданий по всем разделам изученного программного материала.
2. Накопление в памяти ученика определенного объема сведений в соответствии с программными требованиями.
3. Степень осмысления изученного материала: понимание взаимосвязи и взаимообусловленности изученных языковых фактов, самостоятельность суждений, умение обосновать и доказать при ответе или в письменной работе теоретические положения или правила, умение пользоваться важными логическими операциями (анализ, синтез, классификация, обобщение, вывод);
4. Умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями при выполнении практических заданий различной степени сложности.
5. Уровень культуры устной и письменной речи.
Проверка знаний помогает выяснить не только что освоили и поняли учащиеся, но и как, в какой степени.
Проверка осуществляется в различных формах и разными методами.
Различают методы фронтальной и индивидуальной проверки
Фронтальная проверка, т.е. опрос многих учащихся используется на этапах подготовки к изучению нового, а также при изучении нового материала, когда необходимо вспомнить изученный уже материал без малейших преобразований: определения частей речи, падежных вопросов, определения членов предложения, словарных слов и т.д.).
Однако такая проверка не позволяет выявить глубину и сознательность усвоения материала. Для её эффективного проведения необходимо планировать вопросов, намечать конкретных учащихся, которые должны в процессе проверки ответить на 2-3 вопроса (с целью отметки).
Индивидуальная проверка (индивидуальный опрос) является наиболее объективным показателем правильности усвоения учебного материала, его полноты и глубины. При её проведении главное внимание обращается на объяснение, доказательство тех или иных грамматических явлений.
Индивидуальная проверка должна проводится на каждом уроке. Детей приучают к полному, обоснованному и последовательному ответу. Для этого предлагается пользоваться планом ответа:
1. О чем нужно сказать вначале?
2. О чем потом? Почему?
3. Какими примерами подтвердить свой ответ?
Индивидуальный опрос является хорошей практикой в связной литературной речи.
Оба вида проверки: фронтальная и индивидуальная, могут проводиться в устной и письменной форме.
Устная проверка:
-ответ по отдельному правилу;
- обобщение по какому-либо законченному разделу;
- приведение своего примера по изучаемому материалу;
- комментирование упражнения и др.
Устная проверка чаще всего связывается с ответом ученика у доски, при этом устное сообщение нередко дополняется выполнением небольшого письменного задания.
К фронтальным устным видам проверки, помимо беседы и опроса по правилам и формулировкам, относится работа с сигнальными карточками. Они используются на этапе первичного закрепления, при проверке домашнего задания или классной самостоятельной работы.
Сигнальные карточки: с безударными гласными, с названиями частей речи, частей слова, с падежами, со склонением, с указанием числа, спряжения глаголов и др. позволяют учителю оперативно получать сведения о степени усвоения материала всем классом в целом и каждым учащимся в отдельности.
Письменная проверкадает возможность убедиться в умении учащихся практически применять полученные знания.
Разновидности письменной проверки:
- списывание без каких-либо изменений;
- списывание со вставкой букв, слов;
- списывание с грамматическим заданием (подчеркнуть, указать род, число, падеж и др.);
- грамматический разбор;
- диктант без дополнительных заданий;
- диктант с грамматическими заданиями;
- работа с деформированным текстом;
- изложение.
Для быстрого получения сведений о степени изученности материала применяются перфокарты. Однако глубоких знаний такая работа не показывает.
Разновидности проверки знаний:
-текущий учет;
- тематическая проверка;
- итоговый контроль.
Текущий учет – основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения. К ней относится и проверка домашнего задания. Она проводится каждый день разными методами и формами (фронтально или индивидуально, устно или письменно).
Тематическая проверка предполагает охват одновременно 2-3 вопросов или целой группы вопросов по изученной теме. Такая проверка проводится 3-5 раз в год и имеет форму письменной контрольной работы, составленной из грамматических заданий, форму диктанта или изложения, что позволяет проверить уровень орфографической грамотности.
Итоговая проверка тесно связана с тематической и предполагает проверку усвоения учебного материала, изученного в течение четверти, полугодия, целого года. Итоговый учет направлен на выявление усвоения ключевых вопросов курса и тесно связан с итоговым повторением пройденного.
Для проведения текущей и итоговой проверки следует отводить специальные уроки, о которых учитель предупреждает учащихся заранее.
Действенность всех форм проверки знаний, умений и навыков учащихся зависит от характера и глубины анализа её результатов и использования этого анализа при планировании дальнейшей работы.