МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

 

Научные теории сестринского дела

Если содержание процесса или явления слишком велико или абстрактно, чтобы обращаться непосредственно к ним, тогда оно заменяется моделью, которая облегчает его изучение и анализ. Различают политические модели, экономические, социальные, медицинские и т.д. Медицинская модель существует на протяжении веков, она ориентирована на заболевание, когда усилия врача направлены на постановку диагноза и лечения патологического состояния. Все его внимание сосредоточено на поиске и лечении отклонений, дисфункций и дефектов. Большинство видов деятельности врача – лечение, преподавание или научно-исследовательская работа, так или иначе направлены на различные аспекты заболевания и недугов.

Модель сестринского дела ориентирована на человека, а не на болезнь. Эта модель должна быть приложима к нуждам пациентов, их семей и общества, предоставлять медицинским сестрам широкий выбор ролей и функций для работы не только с больными и умирающими пациентами, но и со здоровым контингентом населения. Модели сестринской помощи отражают существующую действительность, дают возможность сравнивать различные концепции сестринского дела на протяжении длительного времени.

Например, до XIX века сестринское дело было сведено к уходу за пациентом. Как правило, не было никаких попыток активно повлиять на течение болезни. Модель сестринского дела, сложившаяся в США в конце XIX – XX начале века, отражает деятельность Флоренс Найтингейл, которая считала, что состояние пациента можно улучшить, воздействуя на окружающую обстановку, для этого обеспечивался свежий воздух, тепло, свет, питание и соответствующая гигиена. Постепенно эти факторы стали важными для всех, а не только для больных, это заложило основы профилактики.

С развитием медицинской помощи многие обязанности врача стали переходить к медицинской сестре (измерение температуры, артериального давления, выполнения ряда процедур и т.д.). Кроме ухода за пациентом, сестра принимает активное участие в реабилитации и профилактике.

В 60-е гг. XX века сестринская школа Йельского университета США выдвинула новые подходы к толкованию сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело:

- как процесс, а не конечный результат;

- как взаимодействие, а не содержание;

- как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медсестрой и пациентом.

В основу процесса положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

В связи с этим появились другие модели сестринской помощи. В каждой модели отражаются мировоззрения и убеждения медицинских сестер, занимающихся ее построением.

 

Концептуальные модели сестринского дела

как необходимое условие профессиональной сестринской практики

Концептуальная модель сестринского дела – остов или структура, которая основана на философии сестринского дела, включает в себя четыре парадигмы сестринского дела и разработана в качестве руководства для учебного плана или практики. Все концептуальные модели сестринского дела включают в себя четыре аспекта сестринского дела:

1) пациент,

2) сестринское дело,

3) окружающая среда,

4) здоровье.

В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Они содержат следующие основные положения:

· Определение пациента

· Источник проблем пациента

· Приоритетная задача сестры

· Роль сестры

· Фокус вмешательства

· Способы вмешательства

· Ожидаемый результат

Модель сестринского дела можно определить как базовую структуру, отражающую суть сестринского дела. Она играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медсестрами, работающими в различных областях сестринского дела.

Наибольшее распространение получили пять моделей:

1. Эволюционно – адаптационная (Канадская Ассоциация сестер).

2. Добавочно – дополняющая (Вирджиния Хендерсон, 1955 г.)

3. Модель поведенческой системы (Дороти Джонсон, 1968 г.)

4. Модель дефицита самоухода (Дороти Орем, 1971 г.)

5. Адаптационная модель (Каллиста Рой, 1976 г.)

Эволюционно – адаптационная (Канадская Ассоциация сестер).

Определение пациента: (рассматривает пациента как личность, индивидуум) уникальное биологическое и психосоциальное существование, функционирующее благодаря врожденной и приобретенной адаптации.

Источник проблем пациента: настоящие или предстоящие изменения в его жизни, особенно в ее критические периоды, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья.

Приоритетная задача сестры: оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.

Роль сестры: наставник – координатор (помощь пациенту на протяжении жизни в развитии и использовании всех способов адаптации).

Фокус вмешательства: способы адаптации пациента к окружающей обстановке во время происходящих изменений в его жизни, требующие усилия или изменения для поддержания оптимального уровня здоровья.

Способы вмешательства: применение различных способов стимулирования пациента.

Ожидаемый результат: достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические периоды его жизни.

Добавочно – дополняющая (Вирджиния Хендерсон, 1955 г.)

Определение пациента: полное и независимое существование заключается в удовлетворении 14 основных потребностей.

Источник проблем пациента: дефицит силы, воли и (или) знаний.

Приоритетная задача сестры: обеспечение свободы и независимости в удовлетворении основных потребностей.

Роль сестры: действия по восстановлению и поддержанию независимости в удовлетворении основных потребностей.

Фокус вмешательства: источник проблем пациента

Способы вмешательства: действия, направленные на закаливание организма, укрепление силы воли, восполнение знаний.

Ожидаемый результат: возрастание независимости (самостоятельности) пациента в удовлетворении 14 основных потребностей.

Данная теория имеет наибольшую известность и популярность среди медсестер. Основывается на удовлетворении 14 базовых потребностей пациента (нормальное дыхание, адекватный режим питания и питья, движение и сохранение желаемого положения, сон и отдых, поддержание нормальной температуры тела, общение с окружающими и т.д.). «Уникальная задача медсестры – оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнять сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний».