Лекция № 5
Тема: Модели сестринского дела.
Учебные цели занятия:
Знать: - содержание термина
- значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности
- основные положения модели сестринского дела
- разнообразие моделей (например, В.Хендерсон, Д.Орем, Д. Джонсон, К.Рой)
- концептуальные положения модели В.Хендерсон, взаимосвязь основных потребностей человека по А.Маслоу и видов повседневной деятельности по Вирджинии Хендерсон
Уметь: - применить модель В. Хендерсон при анализе конкретной ситуации
Воспитательные цели:
- воспитывать через выполнение учебной деятельности лучшие черты личности: доброту, целеустремленность, аккуратность, дисциплинированность, исполнительность
- воспитывать стремление к повышению уровня знаний
- научить студентов быть собранными
Вид занятия: урок – лекция
Метод ведения: лекция – рассказ
Продолжительность занятия: 80 минут
Внутрипредметные связи: лекция № 5 «Потребности человека в здоровье и
болезни»
Межпредметные связи: иностранный язык
Место проведения занятия: лекционный зал
Оснащение занятия: - лекция по теме
- поурочный план
Рекомендуемая литература:
1. Вирджиния Хендерсон и ее теория сестринского дела. // Медицинская помощь. - 1999 . - № 1. - с. 13 – 17.
2. Сестринское дело: эволюция понятий и развитие теорий. // Медицинская помощь. – 1996. - № 4. – с. 7 – 9.
3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 448 с.
4. Сестринское дело, том 1 / Под ред. А.Ф,Краснова. – С.: ГП «Перспектива», 1998. – 368 с.
Ход занятия
I. Организационный момент:
1. Приветствие преподавателя.
2. Готовность аудитории.
3. Внешний вид студентов.
4. Отметка отсутствующих.
II. Сообщение темы лекции и учебных целей.
III. Формирование новых понятий и представлений:
1. Преподаватель излагает материал лекции с соответствующими объяснениями. Вопросы:
- Концептуальные модели сестринского дела как необходимое условие профессиональной сестринской практики.
- Основные положения модели сестринского дела: определение пациента, источник проблем пациента, приоритетная задача медсестры, роль медицинской сестры, фокус вмешательства, способы сестринских вмешательств, ожидаемый результат.
- Разнообразие моделей сестринского дела. Сравнительные характеристики наиболее известных моделей сестринского дела.
- Теории и модели, направленные на преодоление дефицита самоухода у пациента (например, В. Хендерсон, Д. Орем).
- Основные положения модели В. Хендерсон. Взаимосвязь основных потребностей человека по А. Маслоу и видов повседневной деятельности по Вирджинии Хендерсон. Потребности пациента в адекватном дыхании, питании и приёме жидкости, физиологических отправлениях, движении, сне, осуществлении мероприятий личной гигиены и смене одежды, поддержании нормальной температуры тела, безопасности, общении, труде и отдыхе. Значение для сестринского дела.
- Теории и модели, направленные на адаптацию пациента и членов его семьи к ситуации, связанной со здоровьем (например, К. Рой).
- Применение моделей сестринского дела при анализе конкретных ситуаций в условиях стационара и на дому.
2. Студенты конспектируют материал лекции под диктовку преподавателя.
3. По ходу лекции преподаватель:
а) задает вопросы и упражнения студентам,
б) отвечает на вопросы учащихся.
IV. Подведение итогов занятия — преподаватель устно обобщает рассказанный
материал.
V. Домашнее задание:
«Модели сестринского дела».