Мышление и речь в онтогенезе

Что касается развития интеллекта в постнатальном онтогенезе, то все начинается с "комплекса оживления", возникающего в месячном возрасте, при постепенном наращивании "осознанных" двигательных и речевых реакций (начиная с понимания отдельных слов, произносимых взрослыми, на первом году жизни ребенка).

Исследуя становление второсигнальной (в частности речевой) функции у ребенка, Иванов-Смоленский наметил четыре этапа в развитии взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Это - связи Н-Н первых месяцев постнатальной жизни (непосредственный раздражитель - непосредственная реакция) - рефлекторно-исследовательская деятельность в пределах исключительно первой сигнальной системы; связи С-Н (словесный раздражитель - непосредственная реакция) - связи, появляющиеся к концу первого года (после 8-месячного возраста); связи Н-С (непосредственный раздражитель - словесная реакция), стабилизирующиеся к 1,5-2-летнему возрасту (при словарном запасе ребенка до 200 слов и более); и, наконец, связи С-С (словесный раздражитель - словесная реакция), полностью закрепляющиеся к концу 3-го года жизни, когда ребенок уже свободно говорит, имея активный словарный запас 500-1500 слов. К этому времени у ребенка вырабатываются условные рефлексы на отношения величин (больше - меньше, ярче, громче, тяжелее и т.д.). Слово приобретает для него предметное значение, и появляются первые предметные обобщения.

Вообще первые предметно-речевые ассоциации возникают уже к концу первого года жизни на стадии С-Н, когда какое-либо слово начинает обозначать определенный предмет (и только этот предмет), т.е. слово выступает как интегратор первого порядка. К концу второго года жизни возникают первые обобщения, когда слово обозначает уже не отдельный предмет, а относится ко всем предметам этого класса (например, не конкретная кукла, а кукла вообще), т. е. слово превращается в интегратор второго порядка (для этого необходимо, чтобы слово ассоциировалось с достаточно большим числом однородных объектов - не менее 15). На четвертом году жизни возникают еще более общие понятия, обозначающие название класса предметов (например, "игрушки"), т.е. формируются интеграторы третьего порядка. К 5 годам обобщение достигает еще более высокого уровня, и формируются интеграторы четвертого порядка (например, слово "вещи" включает в себя и игрушки, и мебель, и посуду, и одежду и т.д.). По мере взросления и расширения опыта ребенка растет и уровень интеграции, расширяющейся по мере развития способности к обобщению и абстрагированию от конкретных образов.

В раннем возрасте быстро увеличивается пассивный словарь, а к 3-м годам развивается активная речь, но при этом все же количество понимаемых слов существенно больше количества активно используемых. Кроме того, к 3-м годам удлиняются фразы: если в 1,5-годовалом возрасте они простые и состоят из 2-3 слов, то к 3-м годам они удлиняются и усложняются синтаксически, приобретая характер сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Речевое развитие в основном завершается в дошкольном возрасте. К 7 годам язык становится не только средством общения и мышления ребенка, но и предметом его изучения (чтение, письмо), т.е. язык становится "родным". Ребенок развивает звуковую сторону речи, т. е. дифференцирует правильно и неправильно произносимые другими слова. Интенсивно увеличивается словарный запас речи (это очень сильно зависит от среды, в которой растет ребенок). Развивается грамматический строй речи и становится возможной контекстная речь. Проявляется словотворческая способность (у Чуковского в книге "От двух до пяти" много примеров такого детского словотворчества: "Дым трубится", "... налужил дождь" и т.д.). Кроме того, развивается диалогическая речь, включающая оценку, планирование совместных действий и т.д.

В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному, хотя все же в дошкольный период преобладает наглядно-образное мышление (или репрезентативный интеллект, по Ж. Пиаже). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов. К 6-7-летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями. К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватный, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Адекватный образ "Я" формируется у ребенка при правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения со взрослыми и сверстниками. К концу дошкольного возраста происходит половая идентификация, вырабатывается соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т.е. осознание своих переживаний) и начинается осознание себя во времени ("когда я был маленьким.", "когда я вырасту.").

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) характеризуется дальнейшим развитием мышления. В этот период завершается переход (наметившийся в дошкольном возрасте) от наглядно образного к словесно логическому мышлению, и в процессе обучения у младших школьников начинается формирование научных понятий, на основе которых строится понятийное (или теоретическое) мышление.

Если по какой-либо причине до 10-летнего возраста ребенок не имел возможности развивать речь в контакте с людьми, его потенциальные речевые способности утрачиваются (возможно, распадаются и/или уже не возникают нейронные сети, необходимые для формирования речевых центров).

В подростковый период (11-15 лет) особую роль приобретает так называемый пубертатный кризис, когда гормональный клинч зачастую неблагоприятно отражается на интеллектуальном развитии подростка, отвлекаемого появившимися новыми для него сексуальными проблемами. В этот период завершается половая идентификация и формируется характерное для взрослых поведение. В это время у подростка возникает чувство взрослости и "Я - концепция", растет потребность в полноценном и полноправном общении со сверстниками и значимыми взрослыми, что в конечном счете сказывается на формировании личности подростка и в частности - его интеллекта и речи. В этот период продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, позволяющее из общих посылок строить и проверять гипотезы, т.е. рассуждать гипотетико-дедуктивно и оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Появляется способность к системному поиску решений, к нахождению способов применения абстрактных правил для решения целого класса задач, развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение. Начинающееся в этот период становление основ мировоззрения тесно связано с интеллектуальным развитием. На фоне появляющейся взрослой логики мышления происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память, а кроме того - развитие воображения, что способствует проявлению творческих наклонностей (стихи, музыка, конструирование и т.д.), а также фантазированию, заменяющему у неудовлетворенных жизнью подростков существующую реальность (своеобразная компенсация комплекса неполноценности). Все это способствует формированию и стабилизации "Я - концепции", которую считают центральным новообразованием этого периода.

В период ранней юности (15-17 лет) появляются и проявляются профессиональные интересы, оттесняющие на второй план интересы к межличностным отношениям в семье. Отношения со сверстниками также уступают место отношениям со значимыми взрослыми, чей профессиональный опыт привлекает интерес юноши. Центральным новообразованием ранней юности становится профессиональное и личностное самоопределение.