Основные теории, рассматривающие механизмы сознания
Существует две группы теорий, рассматривающих вероятные механизмы сознания: структурные и функциональные.
Структурные теории фиксируются на рассмотрении роли определенных отделов мозга, а функциональные – на тех или иных когнитивных операциях.
Так, Павлов при изучении динамики корковых процессов пришел к теории светлого пятна, по которой сознание связывалось с фокусом возбуждения в коре, аналогизированным со светлым пятном, высвеченным на фоне мозаичности, создаваемой движущимися процессами.
По представлениям Бериташвили, осознавание образов и у человека, и у животных осуществляется за счет функции звездчатых клеток, которые образуют нейрональные цепочки с обратными связями, обеспечивая реверберацию возбуждения, и создают базу для сознания в системе психонервной деятельности.
Близко к павловской теории светлого пятна примыкает, развивая ее, естественно, с позиций современных представлений, «прожекторная теория сознания» Крика, по которой «луч прожектора» внимания «выделяет» группу нейронов, связанных с переработкой определенной информации, или нейронный ансамбль, объединенный гамма-активностью (35-70 Гц) без фазового сдвига. Нейронные процессы, «высвеченные» таким лучом прожектора внимания, оказываются осознанными, а все остальное попадает в сферу подсознания. При этом отмечается роль таламуса, который, создавая дополнительное неспецифическое возбуждение коры (особенно фронтальной), как бы обеспечивает «подсветку» этого прожектора. Во всех процессах сознания задействованы и механизмы памяти.
Интересна теория сознания Дж. Экклса, который отводит особую роль дендритам пирамидных нейронов коры.По пред ставлениям Экклса, дендриты пирамидных нейронов собираются на уровне IV слоя в пучок (от 70-100 клеток) – «дендрон», который, поднимаясь к поверхности мозга, достигает I слоя коры и принимает на свой шипиковый аппарат бутоны терминалей аксонов. В шипиках обнаружен аппарат транскрипции – синтеза новых белков. С синаптическил процессами, протекающими в дендроне, Экклс связал единицу сознания – «психон». Таким образом, по Экклсу, сознание рассматривается, как результат определенного взаимодействия психонов, генерируемых дендронами.
Теория Эдельмана базируется на возможностях рестимуляции нейронов при организации повторных входов сигналов в одну и ту же нейрональную группу. При этом отмечается роль долговременной памяти, откуда в ту же группу нейронов поступают ассоциированные сигналы для сравнения и осознания информации. Эта теория получила название теории повторного входа.
По представлениям Иваницкого (аналогично взгляда Эдельмана), появление (и осознание) ощущения определяется синтезом информации наличной и извлекаемой из памяти (теория информационного синтеза как основы ощущений).
Информационный подход к проблеме сознания
Всякое явление сознания (как явление субъективной реальности) есть определенная информация, присущая определенному социальному индивиду. Материальным носителем сознания является соответствующая мозговая нейродинамическая система данного индивида, в которой закодирована соответствующая информация, представленная этому индивиду как явление субъективной реальности. Следует подчеркнуть, что информационный подход дает возможность анализировать мозговые процессы и психические явления, т.е. явления двух уровней, в едином концептуальном строе, который можно определить как нейроинформатику.
Гомункулус – гипотетический «человечек», якобы находящийся внутри мозга, который интегрирует ощущения «Я». Все чаще высказывается мнение, что поиски гомункулуса как определенной, интегрирующей ощущения своего «Я» мозговой структуры, не имеют смысла. Предполагается, что «Я» – это динамическая информационная система, включающая разные отделы мозга.
Сознание как эмерджентное свойство мозга. Системный подход утверждает, что любая функционирующая система приобретает свойства, не присущие ее компонентам, так называемые системные, или эмерджентные, свойства, исчезающие при разложении системы на элементы. С позиций нового философского учения, именуемого эмерджентным материализмом (Дж. Марголис), сознание рассматривается как эмерджентное (системное) свойство мозговых процессов, находящееся в сложной взаимосвязи с этими процессами.
Особое место среди всех концепций занимает голографическая теория Прибрама, по представлениям которого вся информация (подобно оптической голограмме) распределена более или менее равномерно по коре мозга, и в каждом участке представлена информация о разных событиях. Но при этом Прибрам хранение информации и память связывает в основном с гиппокампальной областью, а процессы воспоминания (и соответственно осознания), естественно, с гиппокампальным тета-ритмом.
В последнее время при обсуждении нейрофизиологических основ сознания большое внимание уделяется высокочастотной биоэлектрической активности мозга (Данилова, 1998). Ведущая роль в возникновении сознания приписывается высокочастотным составляющим спектра ЭЭГ в диапазоне от 35 Гц до 120 Гц. Сознание определяют как продукт синхронизации нейронной активности в указанном частотном диапазоне.