Современные технологии автоматизации туристской деятельности
Технология он-лайн бронирования турпродукта.
Интернет-технологии в туристской деятельности. Сайты туристских компаний.
Современные технологии автоматизации туристской деятельности.
Лекция 16. Автоматизация туристской деятельности
План:
2. Программные комплексы для автоматизации деятельности туроператора и турагента. Семейство ПК «Мастер».
Решение экономических задач тесно связано с выполнением ряда операций по сбору необходимой информации, ее переработке по определенным алгоритмам и предоставлению лицу, принимающему решение. С внедрением средств вычислительной техники появился специальный термин «информационная технология».
Под информационными технологиями управления (ИТУ) подразумевается система методов и приемов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Понятие ИТУ неотделимо от технической и программной среды. Цель применения ИТУ заключается в повышении эффективности всех видов ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.
Информационные технологии уже на протяжении нескольких лет являются неотъемлемым элементом туристской деятельности. Если 3-5 лет назад информационные технологии активно применялись только московскими операторами и крупными сетями турагентств, то сегодня сложно представить себе успешно работающую турфирму из любого региона России, активно не применяющую информационные технологии. Применение информационных технологий позволяет многократно повысить производительность труда в офисе туроператора или турагента, повысить эффективность работы на всех этапах продажи турпродукта и обслуживания туристов. Значительно увеличиваются возможности эффективного управления компанией.
Важнейшую роль в процессе заказа туристского обслуживания играет обмен большими объемами информации на расстоянии. Отсюда затраты на связь, проблемы оперативности ответов. Поэтому в туристском бизнесе компьютерные и Интернет-технологии так быстро распространились и стали важным инструментом работы турагентств, туроператоров, а также пришлись по вкусу потребителям, которые не выходя из дома или офиса, получили возможность забронировать нужные услуги, а также их оплатить. Особенность Интернет-технологий – их экономическая привлекательность, дешевизна по сравнению с другими видами связи, а по оперативности они не имеют равных: это обмен данными в режиме реального времени.
В настоящее время сформировались следующие направления развития информационных технологий в туризме:
· локальная автоматизация туристского офиса;
· внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
· использование систем управления базами данных;
· внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;
· внедрение мультимедийных маркетинговых систем;
· использование Интернета.
Разработка и внедрение новых достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий в туризме происходят с учетом следующих основных принципов:
1) наиболее современные разработки выполнены (или проектируются) в режиме online по принципу «без бумажного офиса»;
2) основной идеологией систем является замкнутый технологический цикл "клиент — туpaгент — туроператор — услуга — анализ";
3) на рынке информационных технологий предлагаемые офисные программы разрабатываются как для широкого потребителя, так и для конкретной фирмы по ее заказу — специальные системы;
4) многие предлагаемые системы совместимы друг с другом и выполнены в виде автоматизированного конкретного рабочего места или локальных внутриофисных сетей (до 50 рабочих мест) с выходом в Интернет;
5) повсеместно используются новые интерактивные возможности лазерных мультимедийных технологий на CD-ROM;
6) все предлагаемые технологии для автоматизации туристского офиса обеспечены сервисным обслуживанием, включая обновление, консалтинг, обучение персонала, гарантийное обслуживание;
7) интенсивно обновляются программные продукты для работы в среде Windows;
8) локальные прикладные программы и локальные системы бронирования и резервирования объединяются в национальные и затем интегрируются в международные сети;
9) наиболее быстрыми темпами идет использование Интернета для формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
Любая автоматизация турфирмы предполагает внедрение в ее деятельность автоматизированных рабочих мест, благодаря которым будет реализован комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, способствующих выполнению тех или иных задач управления.
В настоящее время на российском туристском рынке можно выделить следующие этапы автоматизации типовой турфирмы:
1. Применение стандартного программного обеспечения, например, использование программ Word, Excel, PowerPoint, Outlook, готовых 2 баз данных Access, программ-пе-реводчиков, бухгалтерских, финансовых, систем управления документами, знаниями, 2. Применение специальных типовых информационных технологий управления в туризме: «М АСТЕР-ТУР», «САМО-ТУР» и др.
2. Использование глобальных компьютерных систем бронирования: «AMADEUS», «GALILEO», «SABRE» и Др.
3. Сопряжение типовых информационных технологий управления с системами бронирования.
4. Участие в электронной торговле или электронном бизнесе.
Существующие в настоящее время программы автоматизации работы турфирм можно условно разделить на три класса:
1) программы автоматизации работ, которые обеспечивают внутреннюю деятельность турфирмы, без автоматизации поддержания внешних взаимосвязей. Предполагается создание локальной вычислительной сети, без данных, которые располагаются на центральной мощной машине-сервере, куда обеспечивается сетевой доступ пользователей с их автоматизированных рабочих мест;
2) программы автоматизации включают возможности программ первого класса, а также позволяют туроператору осуществлять модемную связь в пакетном режиме с другими турагентствами;
3) программы автоматизации, базирующиеся использовании глобальных телекоммуникационных сетей. В этом случае базы данных о турпродукте той или иной турфирмы размещаются в информационных узлах глобальной сети и для всех пользователей сети обеспечивают удаленный доступ в режиме online.
2. Программные комплексы для автоматизации деятельности туроператора и турагента. Семейство ПК «Мастер».
Наиболее популярными и распространенными программными комплексами для автоматизации туристской деятельности на сегодняшний день являются программные продукты семейства «Мастер», разработчиком которых является российская компания «Мегатек». Компания «Мегатек» была основана в 1996 и сегодня является признанным лидером на рынке программного обеспечения для туристского бизнеса. За 10 лет специалистами компании было разработано целое семейство программных продуктов, которые завоевали огромную популярность на российском туристском рынке и за рубежом. Дадим характеристику основных программных продуктов семейства «Мастер».
Программный комплекс «Мастер-Тур»
Программный комплекс "Мастер-Тур" охватывает все основные аспекты деятельности туристической фирмы - от создания прайс-листа и каталогов до реализации турпродукта, от расчета реальной себестоимости до ведения взаиморасчетов с поставщиками, от оперативного учета до управленческого. ПК "Мастер-Тур" превращает работу сотрудника туристической фирмы любого ранга в творчество. При работе с ним всегда под рукой вся необходимая информация о клиенте, о каждом партнере и взаиморасчеты с ним.
Особенность и уникальность ПК "Мастер-Тур" - это гибкость в настройках, которая позволяет работать как многопрофильным туроператорам по разным направлениям, так и операторам работающих с индивидуальными туристами, компании занимающиеся круизами и автобусными турами, небольшие гостиницы и пансионаты.
Программа разрабатывается и поддерживается с 1995 года. На сегодняшний день ПК "Мастер тур" установлен в более 350 компаниях России и стран СНГ.
Основные функции и возможности программы "Мастер-Тур":
Можно сказать, что программа позволяет реализовать практически все функции, необходимые для функционирования туристического офиса. ПК "Мастер-Тур" позволяет:
| ![]() |
ПК «Мастер-Агент»
Этот программный комплекс предназначен для автоматизации деятельности турагентства. Он помогает быстро оформлять заявки от клиента, минуя стадии заполнения справочников, автоматически формировать и печатать множество технологических документов по туру. В новой версии ПК внедрен новый блок распределенного поиска, который дает возможность искать предложения туроператоров и бронировать из ПК «Мастер-Агент» напрямую в ПК «Мастер-Тур» оператора.
ПК «Мастер-Interlook»
ПК «Мастер-Interlook» предназначен для принимающих туроператоров и имеет функцию связи с ПК «Мастер-Тур». Есть уникальная возможность быстро формировать ценовые спецпредложения. Путевки, оформленные в ПК «Мастер-Тур», передаются в ПК «Мастер-Interlook» в автоматическом режиме через Интернет. ПК «Мастер-Interlook» имеет удобные инструменты проверки квот, наличия цен на все услуги, привязанные к данной путевке. К функциям программы относятся:
· планирование трансферов;
· отслеживание загрузки отелей в сопоставлении с имеющимися квотами;
· гибкая система разграничения доступа;
· сбор и предоставление обширной статистической информации.
ПК «Мастер-Финансы»
ПК «Мастер-Финансы» предназначен для ведения управленческого финансового и бухгалтерского учета в туристской компании, этапов, которые зачастую являются наименее автоматизированными в деятельности туристских предприятий. Основные принципы системы:
· учет финансовых проводок на базе плана счетов, аналогичному 1С;
· учет работы нескольких юридических лиц с возможностью получения как общей отчетности, так и отчетности по каждой компании;
· многовалютный учет;
· автоматизация формирования себестоимости, учета активов, кадрового учета и расчета зарплаты.