ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ.

Тема: Тема – проблема – идея литературного произведения

Лекция 6

 

 

Вопрос 1. Понятие про идейно-тематическую основу литературного произведения.

 

Самая простая и доступная, на всю жизнь запоминающаяся формула определений. Что такое есть Тема – Проблема – идея литературного произведения:

«Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»

Художественная целостность литературного произведения как единство формы и содержания: воплощение идейно-тематического содержания в единственно возможной форме.

Элементы содержания литературного произведения:

- тема

- проблема

- идея

-конфликт

- пафос

- сюжет (?)

Элементы художественной формы произведения:

- сюжет (?)

- композиция

- персонажи и художественные приемы их создания

- вся система образов - вспомнить: разные классификации образов: по форме (включая 4 пласта художественной речи), по содержанию, по роду литературы, по степени обобщенности

 

Вопрос 2. Определение, роль и значение темы в литературном произведении. Тематика произведения. Вечные темы.

 

Приведем несколько различных определений понятия «тема литературного произведения».

Тема литературного произведения: жизненный материал, который отражается в литературном произведении.

Тема - предлагает предмет для авторского художественного исследования.

Тема – это то, что изображается в произведении.

Тема – это то, что придают целостный характер литературному произведению, и определяет единство поставленной в нем проблематики и идейно-художественного содержания.

Тема – это основной круг жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил свое внимание в литературном произведении

Термин «тема» употребляется в двух значениях:

1) жизненный материал, взятый для изображения

2) основная общественная проблема в общественной ситуации данного времени, поставленная в произведении

В некоторых произведениях в самом названии подчеркнуто, что тема данного произведения – это главный вопрос эпохи, ее главная проблема: «Что делать» (Чернышевкий), «Кто виноват?» (Герцен), и «Кому на Руси жить хорошо?»

Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как художественного целого.

Когда Льва Толстого спросили, какова тема «Анны Карениной», он ответил: «Прочтите «Анну Каренинну». То есть, по Толстому, весь текст романа, от первого до последнего слова – это и есть его тема.

Объект литературного произведения: он шире темы, в объекте произведения может быть отражена вся жизнь определенного периода, эпоха, страна…

Тематика: в одном произведении может быть несколько тем, главная и несколько подчиненных ей тем.

Каждое явление жизни в литературном произведении – это отдельная тема. Их совокупность – это ТЕМАТИКА произведения.

Типология тем в литературе:

- актуальные, злободневные, временные – и вечные

- значительные - и незначительные

- национальные - и общечеловеческие

- современные – и эпохальные

«Вечные» темы:

- национальные

- исторические

- психологические

- философские

- общечеловеческие

- тема искусства и художника

- родина, природа, человек, цивилизация, любовь, жизнь, смерть…

Вопрос 3. Проблема и проблематика литературного произведения. Взаимосвязь темы и проблемы в произведении.

Вечные проблемы.

Проблема – это ВОПРОС.

Этот вопрос ставит перед собой автор при создании литературного произведения для познания какой-то сферы внутренней и внешней жизни. Этот вопрос – задача для разрешения автором и читателем.

Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой.

Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни.

Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем.

Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения.

Вопрос тождества темы и проблемы – спорный.

Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные.

Типология проблем в литературе:

- общественно-политические

- морально-этические

- национально-исторические

- общечеловеческие

- философские

- социальные

- психологические

Вечные проблемы:

- добра и зла

- тела и души

- времени и вечности

- любви и ненависти

- жизни и смерти

- смерти и бессмертия

- смысла жизни

- человека и общества

- человека и истории и т.п.

Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения.

Типология идей литературы

Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении.

Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения.

Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме.

Идея – это авторское отношение к изображаемому в произведении.

Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей.

Идея связана с попыткой автора объяснить жизнь, с сущностью искусства - познанием действительности (внешнего и внутреннего мира).

Идея произведения и его замысел – это разные вещи.

Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении.

Идейное содержание: в литературном произведение не может быть только одной идеи, в нем – много идей, главные и второстепенные, и весь их полный набор называется идейным содержанием литературного произведения.

Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор.

Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе…

Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора.

У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция.

У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка.

Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни.

Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля.

Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения.

Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» - !!!

Типология идей в литературе.

Идея как выражение авторской интенции в художественном освещении темы и проблемы.

Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора.

Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме.

Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения…

Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB.

Вопрос 5. Роль лейтмотивов и авторских лирических отступлений в воплощении идейного содержания произведения

Термин лейтмотив применяется в музыке и литературоведении. Он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля.

Лейтмотив - комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения.

Авторское отступление: оно может быть лирическим, философским, публицистическим. Оно раскрывает и передает чувства и мысли писателя по поводу изображенного на прямую, в прямом авторском слове, не опосредованно. Пример: гоголь, «Мертвые души», глава 6, лирически-философское авторское отступление о старости и юности

NB! Творческое самостоятельно задание: выписать это лирическое отступление Гоголя в тетрадь для лекции (начинается со слов: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? …» ) и описать свое отношение к нему.

Вопрос 6. Тема – проблема – идея как средства

художественного отражения действительности

«Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»

Тема – тематика (много тем) одного литературного произведения.

Проблема – проблематика (много проблем) одного литературного произведения.

Идея – идейное содержание (много идей) одного литературного произведения.

Все это сочетается в художественном единстве литературного произведения.

Все это является элементами СОДЕРЖАНИЯ, но предстает в литературном произведении в определенной художественной форме. Это содержание тем, проблем и идей не может быть бесформенным. Так же как форма не может быть бессодержательной.

То, что бесформенно – то и бессодержательно, и наоборот.

 

Сами по себе «тема – проблема – идея» в литературном произведении не существуют, все они входят в целостную образную ткань произведения.

Множественность тем – проблем – идей - исходит от каждого образа литературного произведения, от всего его образного строя (см. разные типологии или классификации образов).

При всей множественности тем - проблем – идей сохраняется единство литературного произведения.

 

Вопрос 7. Пафос литературного произведения

Пафос – это эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем рассказывается в произведении, и выражается пафос с огромной силой чувств.

Пафос бывает:

- утверждающий

- отрицающий

- героический

- драматический

- трагический

- сатирический

- комический

- сентиментальный

- иронический

- романтический

Вывод лекции:

Итак, понятия тема – проблема – идея литературного произведения являются элементами его содержания, однако и они неразрывно связаны с художественной формой. Ибо бесформенность – это и бессодержательность одновременно. Новое содержание может быть открыто писателем только в новой форме, точнее: сама новая форма, некая художественная революция только и ПОЗВОЛЯЕТ открыть новое содержание жизни. Без новой эвристической художественной формы все новоявленные сферы и стороны жизни так и останутся на уровне профанного бытия, не познанного и не поднятого на свет искусством.