ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ.
Тема: Тема – проблема – идея литературного произведения
Лекция 6
Вопрос 1. Понятие про идейно-тематическую основу литературного произведения.
Самая простая и доступная, на всю жизнь запоминающаяся формула определений. Что такое есть Тема – Проблема – идея литературного произведения:
«Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»
Художественная целостность литературного произведения как единство формы и содержания: воплощение идейно-тематического содержания в единственно возможной форме.
Элементы содержания литературного произведения:
- тема
- проблема
- идея
-конфликт
- пафос
- сюжет (?)
Элементы художественной формы произведения:
- сюжет (?)
- композиция
- персонажи и художественные приемы их создания
- вся система образов - вспомнить: разные классификации образов: по форме (включая 4 пласта художественной речи), по содержанию, по роду литературы, по степени обобщенности
Вопрос 2. Определение, роль и значение темы в литературном произведении. Тематика произведения. Вечные темы.
Приведем несколько различных определений понятия «тема литературного произведения».
Тема литературного произведения: жизненный материал, который отражается в литературном произведении.
Тема - предлагает предмет для авторского художественного исследования.
Тема – это то, что изображается в произведении.
Тема – это то, что придают целостный характер литературному произведению, и определяет единство поставленной в нем проблематики и идейно-художественного содержания.
Тема – это основной круг жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил свое внимание в литературном произведении
Термин «тема» употребляется в двух значениях:
1) жизненный материал, взятый для изображения
2) основная общественная проблема в общественной ситуации данного времени, поставленная в произведении
В некоторых произведениях в самом названии подчеркнуто, что тема данного произведения – это главный вопрос эпохи, ее главная проблема: «Что делать» (Чернышевкий), «Кто виноват?» (Герцен), и «Кому на Руси жить хорошо?»
Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как художественного целого.
Когда Льва Толстого спросили, какова тема «Анны Карениной», он ответил: «Прочтите «Анну Каренинну». То есть, по Толстому, весь текст романа, от первого до последнего слова – это и есть его тема.
Объект литературного произведения: он шире темы, в объекте произведения может быть отражена вся жизнь определенного периода, эпоха, страна…
Тематика: в одном произведении может быть несколько тем, главная и несколько подчиненных ей тем.
Каждое явление жизни в литературном произведении – это отдельная тема. Их совокупность – это ТЕМАТИКА произведения.
Типология тем в литературе:
- актуальные, злободневные, временные – и вечные
- значительные - и незначительные
- национальные - и общечеловеческие
- современные – и эпохальные
«Вечные» темы:
- национальные
- исторические
- психологические
- философские
- общечеловеческие
- тема искусства и художника
- родина, природа, человек, цивилизация, любовь, жизнь, смерть…
Вопрос 3. Проблема и проблематика литературного произведения. Взаимосвязь темы и проблемы в произведении.
Вечные проблемы.
Проблема – это ВОПРОС.
Этот вопрос ставит перед собой автор при создании литературного произведения для познания какой-то сферы внутренней и внешней жизни. Этот вопрос – задача для разрешения автором и читателем.
Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой.
Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни.
Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем.
Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения.
Вопрос тождества темы и проблемы – спорный.
Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные.
Типология проблем в литературе:
- общественно-политические
- морально-этические
- национально-исторические
- общечеловеческие
- философские
- социальные
- психологические
Вечные проблемы:
- добра и зла
- тела и души
- времени и вечности
- любви и ненависти
- жизни и смерти
- смерти и бессмертия
- смысла жизни
- человека и общества
- человека и истории и т.п.
Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения.
Типология идей литературы
Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении.
Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения.
Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме.
Идея – это авторское отношение к изображаемому в произведении.
Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей.
Идея связана с попыткой автора объяснить жизнь, с сущностью искусства - познанием действительности (внешнего и внутреннего мира).
Идея произведения и его замысел – это разные вещи.
Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении.
Идейное содержание: в литературном произведение не может быть только одной идеи, в нем – много идей, главные и второстепенные, и весь их полный набор называется идейным содержанием литературного произведения.
Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор.
Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе…
Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора.
У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция.
У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка.
Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни.
Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля.
Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения.
Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» - !!!
Типология идей в литературе.
Идея как выражение авторской интенции в художественном освещении темы и проблемы.
Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора.
Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме.
Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения…
Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB.
Вопрос 5. Роль лейтмотивов и авторских лирических отступлений в воплощении идейного содержания произведения
Термин лейтмотив применяется в музыке и литературоведении. Он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля.
Лейтмотив - комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения.
Авторское отступление: оно может быть лирическим, философским, публицистическим. Оно раскрывает и передает чувства и мысли писателя по поводу изображенного на прямую, в прямом авторском слове, не опосредованно. Пример: гоголь, «Мертвые души», глава 6, лирически-философское авторское отступление о старости и юности
NB! Творческое самостоятельно задание: выписать это лирическое отступление Гоголя в тетрадь для лекции (начинается со слов: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? …» ) и описать свое отношение к нему.
Вопрос 6. Тема – проблема – идея как средства
художественного отражения действительности
«Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ»
Тема – тематика (много тем) одного литературного произведения.
Проблема – проблематика (много проблем) одного литературного произведения.
Идея – идейное содержание (много идей) одного литературного произведения.
Все это сочетается в художественном единстве литературного произведения.
Все это является элементами СОДЕРЖАНИЯ, но предстает в литературном произведении в определенной художественной форме. Это содержание тем, проблем и идей не может быть бесформенным. Так же как форма не может быть бессодержательной.
То, что бесформенно – то и бессодержательно, и наоборот.
Сами по себе «тема – проблема – идея» в литературном произведении не существуют, все они входят в целостную образную ткань произведения.
Множественность тем – проблем – идей - исходит от каждого образа литературного произведения, от всего его образного строя (см. разные типологии или классификации образов).
При всей множественности тем - проблем – идей сохраняется единство литературного произведения.
Вопрос 7. Пафос литературного произведения
Пафос – это эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем рассказывается в произведении, и выражается пафос с огромной силой чувств.
Пафос бывает:
- утверждающий
- отрицающий
- героический
- драматический
- трагический
- сатирический
- комический
- сентиментальный
- иронический
- романтический
Вывод лекции:
Итак, понятия тема – проблема – идея литературного произведения являются элементами его содержания, однако и они неразрывно связаны с художественной формой. Ибо бесформенность – это и бессодержательность одновременно. Новое содержание может быть открыто писателем только в новой форме, точнее: сама новая форма, некая художественная революция только и ПОЗВОЛЯЕТ открыть новое содержание жизни. Без новой эвристической художественной формы все новоявленные сферы и стороны жизни так и останутся на уровне профанного бытия, не познанного и не поднятого на свет искусством.