Централизация Ивана III.

Образование единого Российского государства.

Лекция 6.1

Идея централизованного государства, государства, претендующего на имперскость – это не результат стремления к расширению территории, но преодоление феодального сепаратизма, ведущего к гибели страны. Идея централизованной империи выстрадана в России в ходе трагического опыта сепаратизма, препятствующего нормальной жизни общества. Централизованное Московское государство – это ответ на трагедию киевского периода, сгубившего русскую средневековую государственность.

Русское централизованное государство сразу же появилось на свет в жестоком противоборстве с Ордой и Литвой как мощная милитаризованная организация, которая, решив внутри- и внешнеполитические задачи объединения русских земель и свержения монголо-татарского ига, сразу же приступила к восстановлению былой общности восточного славянства. В повестку дня было поставлено отвоевание западных и юго-западных русских земель, овладение Волжским торговым путем и былым выходом к Балтийскому морю. От обороны и борьбы за независимость Русское централизованное государство логично перешло ко все более расширяющейся и ожесточающейся экспансии, которая, с перерывом в период Смуты и после Смутного времени, заняла более трехсот лет.

Подобное политическое состояние страны накладывало особый отпечаток на всю русскою историю. Россия уже в 15-16 вв. заметно отставала в своем политическом развитии от передовых моделей средневекового мира. Но все это оправдывалось стремлением к обретению независимости и созданию суверенного восточнославянского православного государства.

Перед великими московскими князьями середины 15в. стояли 3 взаимосвязанные задачи:

1.завершить политическое объединение русских земель вокруг Москвы,

2.обрести полный суверенитет, окончательно освободившись от ордынского ига,

3.провести изменения в государственных и правовых сферах, приспосабливая их к принципиально новым условиям единого русского государства. Эта задача выпала на плечи князя Ивана III.

Иван III (1462-1505), который с 10 лет считался соправителем слепого отца Василия Темного, в основе чего лежало стремление прямой передачи власти по отцовской линии. Еще Дмитрий Донской передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию I по наследству, однако тот был вынужден все равно подкреплять данный шаг ярлыком Тохтамыша. Борьба Василия Темного в ходе феодальной войны второй четверти 15 века, со своим дядей и его сыновьями, в ходе которой он дважды терял бразды великокняжеского правления, показала, что обеспечение легитимности престола требует значительных усилий. Отсюда объявление наследника великим князем при жизни отца и его соправительство.

Благодаря данному шагу Иван III взошел на великокняжеский престол уже без ханского подтверждения, чему способствовал и распад Золотой Орды. Освобождение от ордынского ига в 1480г. в ходе «стояния на Угре» позволило Москве, во-первых, завершить процесс объединения русских земель. А во-вторых, образовать ту систему управления суверенным государством, что стала плодом синтеза государственно-правовых структур киевского наследства, византийских традиций и монгольского влияния. Эта государственность стала характерной особенностью России в сфере управления и правовой системе.

Объединение земель есть одно из главных условий возрастания власти московского князя, т.к. в вотчинном государстве размеры территории находятся в прямой взаимозависимости с могуществом его правителя. Объединительная политика характеризовалась отвержением местных обычаев: князей, бояр, служилых людей переселяли к Москве, в поместья, а в их землях поместья получали москвичи. В результате такой акции потенциально оппозиционные силы утрачивали экономическую самостоятельность, превращаясь в обыкновенных служилых людей. Пребывание на новом месте диктовало переселенцам совершенно иную модель поведения, ориентированную на полное послушание великому князю. Такой ход объединения земель экономически и политически ослаблял аристократию.

Это – складывание деспотической монархии, которая жестокостью компенсирует слабость великокняжеской власти на местах. Примечательно, что слабость русских городов, чья вечевая независимость была сломана монгольским нашествием и игом, отрицательно сказалась на процессе образования централизованного государства.

С возникновением единого Русского государства, перед властью вставали принципиально новые по своему содержанию и масштабам задачи. Реализуемые во властной сфере, они, в свою очередь, настоятельно требовали поиска и выстраивания оптимальной структуры государственно-политического и административно-территориального устройства страны. Само единство государства рассматривалось как единство княжеств и земель, сошедших под высокую руку московских правителей.

Исторически сложилось так, что власть северо-восточных князей имела ярко выраженную авторитарную парадигму. Взаимодействие с Ордой и подчинение ей переносило на Русь восточный характер взаимоотношений главы государства и его подданных. Т.о., в 15-16вв. идеология и социальная психология власти и общества, сам цивилизационный код как выражение политической традиции, способствовали формированию самодержавной власти, которая стягивала власть в центре, выстраивая ее по строгой вертикали.

В глазах власти и элиты централизованное государство было наиболее эффективным способом мобилизации всех ресурсов для ответов на вызовы времени. Одновременно, такое строение государства было адекватно существующим представлениям о том, что государство есть не более чем огромная вотчина, которая должна управляться единым и полновластным владельцем – великим московским князем.

Реформы Ивана III:

- он стал государем всея Руси, а не первым (великим) князем среди равных, все удельники окончательно стали слугами великого князя Московского.

- создание системы центрального и местного управления – процесс внутренней централизации государства. Новый титул – государь.

- 1472г. – брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Теперь Русь претендует на преемство Восточной Римской империи. В России вводится герб двуглавого орла – византийский.

- Т.к. хозяйственные связи между регионами были слабыми, то власть Москвы могла поддерживаться только силой – формирование неограниченной власти и идеологии как власти от Бога. Воля государя ставится выше закона или обычая. Коронация внука Дмитрия в 1498г. как наследника прошла как перенятие воли самодержца. Т.е. – Русь имеет собственный источник легитимности и суверенитета.

Органы управления: боярская дума (6-12чел.): (законосовещательная и судебная власть), столько же окольничих. Позже – думные дворяне и думные дьяки – руководители структур управления.

Из органов управления великокняжескими вотчинами выросла система дворцов (Государев дворец): управление хозяйством великого князя во главе с дворецкими. Т.е., Дворец управлял перераспределением земель в государстве.

Казна (казначей) – канцелярия великого князя, где находились государственные печати и государственный архив. Казна контролировала сбор налогов и вела внешнеполитические дела.

Общественные группы: боярство, духовенство, дворянство, казачество, городской люд (посадские), крестьянство, холопы. Это – начало складывания средневековых сословий на Руси.

При Иване III складывается та особенность русского феодализма, что отличает ее от Европы: все люди – не подданные, а холопы государя. В Европе был вассалитет, а в России, после исчезновения прослойки служилых удельных князей, к концу 16в. отношения принимают форму «государь – холоп». Причина этому – московские князья долгое время являлись «служебниками» ордынских ханов. Теперь такая форма отношений переносится в Россию, т.к. в 13в. погибла вольная элита, а ее место заняла новая покорная знать.

Территориальное деление: уезды (по границам старых уделов) – волости – станы. Наместники в уездах и волостели.

Система кормлений – поборы с населения в пользу аппарата управления на местах. Кормление – это не плата за службу, а за предыдущие заслуги. Отсюда широкий масштаб коррупции и самоуправства.

Местничество – получение должностей и государственных постов в соответствии с местом при московском князе их предков. Для фиксации должностей велись специальные местнические книги. Местные князья при Иване III стали служить уже как бояре-княжата.

Главная фигура служилого сословия в Московском государстве – это помещик. Это – государев холоп, которого сажали во вновь приобретенных землях, чтобы иметь своих людей на местах: поместье, в отличие от вотчины нельзя было продать, дарить или отдавать в монастырь на помин души, т.к. оно принадлежало государству. Этот служилый человек был полностью зависим от Московского князя, и не имел никаких связей с местными служилыми людьми.

В конце 15в. было написано произведение «Сказание о князьях Владимирских», где было отмечено, что Московская Русь – единственная наследница Киевской Руси и что Русь – единственная преемница Византии. До поры до времени в русской публицистике вопрос о легитимности и старине династии вообще не стоял. Причастность к роду Рюрика снимала любые подозрения в неполноценности правителей. Однако, когда Русское государство вышло на международную арену в качестве суверенной державы, а его правители утверждали в международных отношениях свой суверенитет, версия о варяге Рюрике перестала соответствовать державным интересам. Поэтому, в «Сказании» утверждалось, что Рюрик – прямой потомок Пруса, родственника императора Августа, что подчеркивало суверенный характер власти русской династии и ее место среди европейских государств, исторически связанных с Римской империей. Сказание завершалось рассказом о передаче Владимиру Мономаху знаков царского достоинства, некогда принадлежавших императору Августу, его дедом византийским императором Константином IX Мономахом. Опираясь на Сказание, псковский старец Филофей разработал государственную теорию «Москва – третий Рим»: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Иными словами, история закончится с падением Московской Руси.

После Ивана III и его сына, централизация государства приостановилась, и едва не пошла вспять.Василий III женился в 1505г. на Соломонии Сабуровой. Детей у них не было, а т.к. развод был возможен либо после смерти супруга, либо после его ухода в монастырь, то в 1525г. ее насильно постригли в монашество. Второй брак 1526г. – Елена Глинская, мать Ивана Грозного (1530). Василий III умер в 1533г., опекунами при 3-летнем Иване стали мать и несколько бояр.

Елена Глинская постепенно уничтожила всех вероятных претендентов на престол: братьев Василия III Юрия и Андрея, своего дядю Михаила Глинского, а также их сторонников. Реформы Елены Глинской:

- введение единой монеты в России (рубли и копейки),

- укрепление армии и крепостей,

- ограничение феодального иммунитета (право сбора податей на определенной территории),

- поощрение переселения русских людей из Литвы.

Елена Глинская умерла в 1538г. (отравили), и потому управлять государством в 1538-1547гг., до совершеннолетия Ивана стала Боярская Дума, где боролись группировки Шуйских, Глинских и Бельских. В это время была проведенагубная реформа: передача следствия о разбойниках в ведение губных старост (ранее – наместники). Из-под боярского контроля на местах были выведены все служилые люди, т.к. губных старост, второе лицо после воеводы, выбирался дворянами и боярскими детьми. Это позволило привлечь к управлению страной служилое дворянство, избавившись от засилья бояр в управленческом аппарате.