Плата за землю
Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 1 установил в числе прочих принципов, принцип платности использования земли. Согласно данному принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Основными формами платы за землю выступают:
• земельный налог (статья 65 ЗК РФ, глава 31 НК РФ);
• арендная плата (статья 22 ЗК РФ).
Кроме того, в практике реализации земельных отношений также используются следующие виды платежей:
• плата за установление сервитута (статья 23 ЗК РФ);
• плата за предоставление земли (статья 28 ЗК РФ);
• плата за выкуп земельного участка (статья 2 Вводного закона к ЗК РФ).
Дополнительно устанавливаются платежи за проведение землеустроительных работ по формированию земельных участков и иные платежи, сопряженные с учетом земельных участков и его регистрацией.
В соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 42 ЗК РФ землепользователи обязаны своевременно вносить земельный налог, платежи за землю. В противном случае законодательством Российской Федерации предусмотрены меры ответственности за неуплату установленных законодательством платежей.
Вопросы установления и взимания земельного налога регулируются главой 31 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации взамен ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю». Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Согласно положениям главы 31 НК РФ земельный налог является местным налогом, формирующим доходную базу местных бюджетов. Налог уплачивается в бюджет муниципального образования по местонахождению земельных участков.
Устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами
органов муниципальных образований о налогах;
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, своими нормативными правовыми актами вправе устанавливать:
- ставки земельного налога для земель различного использования;
- сроки уплаты земельного налога, например, ежеквартально или два раза в год, в том числе и возможность внесения авансовых платежей;
- категории землепользователей, освобождаемых от уплаты земельного налога (помимо установленных НК РФ категорий).
Органы местного самоуправления должны не позднее 1 марта доводить до сведения налогоплательщиков кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января каждого календарного года, которая не может быть изменена в течение года.
Налогоплательщиками земелъного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на следующем праве:
собственности
постоянного (бессрочного) пользования;
пожизненного наследуемого владения.
При этом налогоплательщиками не признаются организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Налоговая база, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливаются исключительно НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности (например, земельных долей в сельском хозяйстве), определяется для каждого сособственника пропорционально его доле.
Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления в процентах от утвержденной для земельного участка кадастровой стоимости и не могут превышать следующие показатели:
• 0,3 % кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений в составе зон сельскохозяйственного использования, а также земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства;
• 1,5 % кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Не взимается налог за земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;