Конструирование нововведений

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, раз­работанными или «случайно открытыми» в порядке педагоги­ческой инициативы. При этом в содержание «новшества» включа­ют: а) новое научное знание; б) новые эффективные образова­тельные технологии; в) технологическое описание инновацион­ного проекта.

Проектирование педагогических новаций начинается с общего плана работ. А.М. Саранов называет три уровня разработки нова­ций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. 3адачи каждого из уровней таковы.

1. Концептуальный:

- методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции об­новления;

- ориентация на такую педагогическую теорию, которая дава­ла бы представление о целостности учебно-воспитательного про­цесса;

- отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназии различного профиля).

2. Организационно-деятельностный:

- подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;

- создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;

- создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;

- обеспечение материально-технических условий для проведе­ния опытно-экспериментальной работы.

3. Научно-методический:

- разработка и апробация различных вариантов учебных пла­нов, программ, путей и средств их достижения;

- разработка методов диагностики уровня воспитанности и ус­воения знаний;

- определение критериев результативности реализации концеп­ции образования данного учебного заведения;

- определение действенного механизма обобщения и распро­странения передового и новаторского опыта;

- научное обеспечение эффективных путей подготовки и по­вышения квалификации учителей.

Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в об­разовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы:

1) поиск новых идей;

2) формирование нововведения;

3) реализация нововведения;

4) закрепление новшества.

Фаза первая — поиск новых идей —состоит из нескольких этапов.

1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия пре­подавателей в конференциях, совещаниях, посвященных разви­тию инновационных процессов в образовании. Анализ получен­ной информации.

2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения (возможно с помощью консалтинговой службы).

Фаза вторая — формирование нововведения — состоит из трех этапов.

1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.

2. Апробирование инновационных идей с участием так называ­емой «опережающей группы» учителей.

3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о мас­штабном нововведении, выработка программы его реализации.

Фаза третья — реализация нововведения. В этой фазе уделя­ется внимание двум этапам.

1. Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного ново­введения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: уве­личение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководи­телей дополнительной ответственности; принятие новой должно­сти. На данном этапе важным фактором, определяющим его ус­пешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в экс­перименте напрямую.

2. Инновационное обучение. Необходимо освоение инноваци­онных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловаж­ную роль играет авторитет руководителя.

Фаза четвертая — закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организаци­онных проблем и создание благоприятного психологического кли­мата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот — системы к новшеству. Для смягчения этих процес­сов, превращения инноваций в оптимальную традицию требу­ются, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагога­ми и детьми, с другой — закрепление обновленного образа учеб­ного заведения в сознании педагогического и ученического кол­лективов.

Предлагаемая модель описывает административный путь органи­зации инновационных процессов — внедрение «сверху». В то же время возможны модели «сопровождающего» подхода, когда на основе рефлексивно организуемой работы происходит выявление предмета предстоящей инновации и затем обеспечиваются усло­вия для ее проектирования и внедрения. Ю.Л. Неймер рассматривает три вида инициации инновационно­го процесса и реакцию на них руководителей: ини­циатива сверху, собственная инициатива руководителя и инициати­ва снизу.

В другой своей работе С.Д. Поляков рассматривает факторы распространения педагогических нововведений.

1. Социальные условия широкого плана — это преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования.

2. Частные социальные условия — деятельность конкретных госу­дарственных институтов, средств массовой информации по про­паганде и распространению новшества.

3. Личностные факторы — личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической об­щественности.