Конструирование нововведений
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или «случайно открытыми» в порядке педагогической инициативы. При этом в содержание «новшества» включают: а) новое научное знание; б) новые эффективные образовательные технологии; в) технологическое описание инновационного проекта.
Проектирование педагогических новаций начинается с общего плана работ. А.М. Саранов называет три уровня разработки новаций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический. 3адачи каждого из уровней таковы.
1. Концептуальный:
- методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;
- ориентация на такую педагогическую теорию, которая давала бы представление о целостности учебно-воспитательного процесса;
- отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназии различного профиля).
2. Организационно-деятельностный:
- подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы, поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;
- создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;
- создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;
- обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы.
3. Научно-методический:
- разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения;
- разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;
- определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения;
- определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
- научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей.
Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений. С.Д. Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении, включающая в себя четыре фазы:
1) поиск новых идей;
2) формирование нововведения;
3) реализация нововведения;
4) закрепление новшества.
Фаза первая — поиск новых идей —состоит из нескольких этапов.
1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании. Анализ полученной информации.
2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения (возможно с помощью консалтинговой службы).
Фаза вторая — формирование нововведения — состоит из трех этапов.
1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.
2. Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.
3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.
Фаза третья — реализация нововведения. В этой фазе уделяется внимание двум этапам.
1. Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо выполнение хотя бы одного из условий: увеличение управленческих ресурсов; принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности; принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.
2. Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авторитет руководителя.
Фаза четвертая — закрепление новшества. На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. У руководителя возникает двойная задача: решение организационных проблем и создание благоприятного психологического климата. Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот — системы к новшеству. Для смягчения этих процессов, превращения инноваций в оптимальную традицию требуются, с одной стороны, психокоррекционная работа с педагогами и детьми, с другой — закрепление обновленного образа учебного заведения в сознании педагогического и ученического коллективов.
Предлагаемая модель описывает административный путь организации инновационных процессов — внедрение «сверху». В то же время возможны модели «сопровождающего» подхода, когда на основе рефлексивно организуемой работы происходит выявление предмета предстоящей инновации и затем обеспечиваются условия для ее проектирования и внедрения. Ю.Л. Неймер рассматривает три вида инициации инновационного процесса и реакцию на них руководителей: инициатива сверху, собственная инициатива руководителя и инициатива снизу.
В другой своей работе С.Д. Поляков рассматривает факторы распространения педагогических нововведений.
1. Социальные условия широкого плана — это преобладающие в обществе отношения к педагогическим идеям, государственная политика в сфере образования.
2. Частные социальные условия — деятельность конкретных государственных институтов, средств массовой информации по пропаганде и распространению новшества.
3. Личностные факторы — личный авторитет, личное обаяние носителя, пропагандиста новшества в глазах педагогической общественности.