Общая технология нововведений

Когда новшество разработано и инновационный процесс спро­ектирован, возникает необходимость управления. Н. Р. Юсуфбекова называет следу­ющие основные принципы управления инновацион­ными процессами.

1. Принцип управляемой инновационной смены состояний си­стемы образования. Этот принцип ориентирует на необходимость сознательной деятельности по переходу от одного состояния сис­темы образования к другому.

2. Принцип перехода от стихийных механизмов протекания инновационных процессов к сознательно управляемым.

3. Принцип информационной материально-технической и кад­ровой обеспеченности реализации основных этапов инновацион­ных процессов в образовании.

4. Принцип прогнозирования обратимых или необратимых струк­турных изменений в инновационной социально-педагогической среде.

5. Принцип усиления устойчивости инновационных процессов в образовании.

6. Принцип ускорения развития процессов нововведений в об­разовании.

Под технологией нововведений понимается набор методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность. Выделяют следующие виды тех­нологий нововведений:

1. Внедрение — технология нововведений, при которой процесс нововведения осуществляется самим разработчиком, например учителем-новатором. Используется для нововведений, не требую­щих всего комплекса инновационных услуг.

2. Инжиниринг — комплексная технология нововведений, наи­более полно охватывающая все этапы инновационного цикла: от маркетинга, предпроектного обследования, бизнес-планирования, разработки до комплексной поставки оборудования, кадрового сопровождения и последующего сервисного обслуживания. Дан­ная технология эффективна в программах Министерства образования и науки РФ по вопросам компьютеризации и под­ключения к сети Интернет отечественных школ.

3. Консалтинг — технология нововведений, обеспечивающая этап выбора стратегии и планирования инновационной деятельности. Выполняется организациями, специализирующимися в области экспертизы и консультаций. В области образования таких органи­заций практически нет.

4. Обучение — технология нововведений, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения нововведения. В той же про­грамме компьютеризации должны были быть предусмотрены зна­чительные усилия по подготовке кадров к использованию новой техники.

5. Передача технологии — технология нововведений, обеспечи­вающая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенной технологии в иную предметную сферу или в другие территории. Опорные конспекты В.Ф. Шаталова первоначально относились к математике и физике, а затем были распространены на другие предметы.

В настоящее время сложилась следующая последовательность этапов инновационного про­цесса (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова).

1. Этап рождения новой идеи и возникновения концепции новше­ства; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных науч­ных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т. е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт — об­разец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое приме­нение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование нов­шества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его ши­роком внедрении, диффузии (распространения) новшества в но­вые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб­ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну.

Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связан­ный с заменой его новым продуктом.