Инструментальные условные рефлексы

Классические условные рефлексы

АССОЦИАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

Классические условные рефлексы относят к ассоциативным формам научения. Они характеризуются совпадением во времени (ассоциацией) воспринимаемого индифферентного раздражителя с деятельностью самого организма. Биологический смысл ассоциации (условного рефлекса) заключается в его сигнальности, т.е. в подготовке организма к воздействию определенного фактора.Классические Павловские условные рефлексы реализуются на примере слюноотделения по следующей схеме: индифферентный раздражитель(свет) сочетается с безусловным агентом(пищей) и после нескольких сочетаний вызывает безусловную реакцию -слюноотделение,несколько сдвинутую во времени. Те же закономерности установлены при выработке у собаки оборонительных рефлексов на электроболевой шок (отдергивание конечности в ответ на индифферентный раздражитель). Следует отметить отсутствие полной идентичности на безусловный и условный раздражители. Такие рефлексы называются условными рефлексами первого порядка и относятся к классическим. Благодаря этим рефлексам обеспечивается первичная ориентация животного по признакам среды с самого начала поведенческого акта.Причем адаптация к среде идет за счет простых безусловно - рефлекторных актов при достаточно пассивном поведении животных.

 

Инструментальные условные рефлексы предполагают активную целенаправленную деятельность животного. Этим они отличаются от условных рефлексов первого порядка. Выработка условных инструментальных рефлексов предполагает активное поисковое поведение животного и идет по следующей схеме: крысав экспериментальной камере в процессе ориентировочно - исследовательского поиска случайно нажимает лапой на педаль и получает пищу. По мере повторения вырабатывается прочная связь: нажатие на педаль - пища.В последующем, перед очередным "произвольным" нажатием на педаль включают какой-либо дополнительный раздражитель (звук). Устанавливается новая цепочка взаимосвязей: звук (сигнал) - нажатие на педаль - пища. В этой цепочке активность животного реализуется в среднем звене - нажатием педали.

От своевременности и качества выполнения этой реакции зависит успешность поведенческого акта. Сам по себе двигательный акт не имеет генетической связи с получением пищи. Эта связь формируется в процессе предварительной тренировки. Такие рефлексы называют условными рефлексами второго порядка или инструментальными рефлексами, а также оперантным поведением.По существу - это научение методом проб и ошибок. В результате, за счет локомоторной и манипуляционной деятельности животного, изменяется его взаимоотношение со средой.Примерами такого обучения является "лабиринтное" поведение крысы и "оперантное" обучение кошки в "проблемном" ящике'(крыса в лабиринте ищет пищу в итоге кратчайшим путем, а кошка перебирает все возможные реакции, и в конце концов, поворачивает щеколду и получает пищу).

Следовательно, классические и инструментальные условные рефлексы существенно расширяют репертуар поведенческих реакций животного, и тем самым, повышают его адаптивные возможности во взаимодействии с внешней средой.