Привыкание

Суммационная реакция, основанная на этих свойствах, является одной из форм индивидуальной адаптации примитивных живых существ. У высших позвоночных клеточные механизмы суммации участвуют в процессах обучения и памяти.

Привыкание как форма научения заключается в относительно устойчивом ослаблении реакции вследствие систематического предъявления стимула, без соответствующего подкрепления биологически значимым раздражителем (пищевым, оборонительным, сексуальным). Привыкание не является утомлением и зависит от специфичности раздражителя, его силы и состояния организма.У высших животных наиболее распространенной формой привыкания является ориентировочный рефлекс. При многократном воздействии ориентировочный рефлекс постепенно угашается. Такая форма поведенческой реакции получила название негативного научения, или угашения по Павлову. Ориентировочная реакция возникает не на сам стимул, а в результате сличения его со следом или нервной моделью стимула. Следовательно, для возникновения ориентировочной реакции стимул должен обладать новизной и значимостью для животного. Биологическое значение ориентировочной реакции заключается в повышении возбудимости мозга и сенсорных систем с целью установления биологической значимости стимула для организма. Следовательно, ориентировочный рефлекс является одной из форм неассоциативного стимул - зависимого научения и направлен на индивидуальную адаптацию к внешней среде.