Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Помимо смерти родителей отсутствие родительского попечения возникает в следующих случаях:

  1. Лишения и ограничения родительских прав.
  2. Признания родителей недееспособными.
  3. Длительное отсутствие или болезнь родителей.
  4. Уклонение родителей от выполнения обязанностей.
  5. Злоупотребление родительскими правами.

Разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей состоит в том, что в 1м случае преимущественно производится усыновление, а во втором – опека\ приемная семья.

После принятия закона №94-ФЗ от 30.04.2008 г. Органы опеки, органы исполнительной власти субъекта РФ.

Органы опеки имеют право назначить опекунов и попечителей, освободить и отстранить их от этой обязанности. Имеют право разрешать распоряжаться опекунам и попечителям имуществом подопечного или опекаемого, могут передать имущество подопечного в доверительное управление, осуществлять учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, а также осуществлять подбор, учет и подготовку граждан желающих стать опекунами-попечителями и приемными родителями. Осуществляют надзор за деятельностью опекунов попечителей, законы субъектов РФ могут возложить на органы опеки и иные полномочия.

Если орган опеки узнал о том, что ребенок остался без попечения родителей, то он обязан:

  1. В трехдневный срок обследовать условия жизни ребенка.
  2. Поместить ребенка в детское воспитательное или лечебное учреждение на срок до 1 месяца.
  3. Принять меры к защите имущества (составить опись, опечатать квартиру).

Органы опеки вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя в следующих случаях:

  1. Отобрание ребенка при угрозе жизни и здоровью.
  2. Если считает нецелесообразным помещать ребенка в детский дом. (ст. 12 Закона об опеке).

Предварительная опека устанавливается на 1 месяц, в исключительных случаях на 2 месяца.

Руководители образовательных или медицинских организаций в семидневный срок обязаны сообщить о лицах, которые могут принять ребенка в семью. Орган опеки должен в течение месяца принимать меры по поиску родственников ребенка (опека) или пытаются устроить ребенка в семью в любой форме.

КоАП предусматривает ответственность за нарушение порядка и сроков предоставление сведений о детях БПР и искажения информации о них. Укрытие таких детей от передачи их на усыновление опеку или в приемную семью. Админ. Ответственность – штраф.

Сведения о ребенке затем (после истечения месячного срока) должны быть переданы органам опеки в региональный банк данных. И в течение 1 месяца орган опеки, являющийся региональным операторов, то должен пытаться устроить ребенка в семью граждан в данном субъекте РФ, если это не получилось, срок истек, то сведения о ребенке поступают в федеральный банк данных, и производится устройство ребенка в семью граждан РФ, приоритет отечественных усыновителей над иностранными закреплен в семейном кодексе.

Данный порядок предусмотрен ФЗ №44 – ФЗ от 16.04.01 г. – Закон о государственном банке данных о детях БПР. Федеральный банк данных собирает сведения не только о детях БПР, но и о гражданах желающих взять ребенка на воспитание.

Приоритетной формой устройства детей является усыновление. Затем применяется такая форма как опека и попечительство, затем приемная семья и ее разновидность детский дом семейного типа. И до тех пор форма устройства не избрана обязанность опекуна или попечителя лежит на органе опеки.