Вопрос.
Вопрос.
Каждая наука опирается на свои парадигмы. Парадигмы политологии имеют свою специфику.
Парадигма – достаточно устойчивая логическая модель постановки и разрешения какой-либо проблемы. В рамках парадигмы набирается фактический материал, он анализируется, и предлагаются варианты решения сложных вопросов. Парадигмы политологии объясняют суть и происхождение политических явлений.
Выделяют три группы политологических парадигм:
1. Теологическая парадигма. Представители: Августин, Ф,Аквинский, Марселей Подуланский. Распространена в средние века и рассматривала политологию сквозь призму в общем с Богом связанную.
2. Натуралистическая парадигма видит суть политических явлений во внесоциальных факторах. Подразделяется на несколько подвидов:
1) Биополитика. Аристотель считал, что элементы властных отношений можно найти и среди насекомых. Человек, так же как и животное, стремится к объединению. Вывод: зная законы биологии, законы природы легко можно вычислить законы политического развития.
2) Геополитическая. Представители: Жан Боден, Монтескьё, Х.ДЖ.Маккиндер. геополитика предполагает, что суть политических явлений зависит от географических факторов: размера территории гос-ва, климата, характера почвы. Боден говорил, что все народы можно разделить на южные и северные. Монтескьё: большие территории – авторитарные и деспотические гос-ва, средние – монархия, малые территории – демократические республиканские гос-ва. Маккиндер 1904 год теория хартланды или чего-то там.
3) Психологизаторская парадигма. Представители: Гюстав Лебон, З.Фрейд, Гэбриэл Тард. Все они считали, что политика – это область отношений между людьми, и, если вы знаете психологию масс, то легко будете управлять толпой.
4) Социальная парадигма. Марксистско-ленинская теория, М.Вебер. о влиянии социального фактора
10.09.12
тема: Истории политических учений
1. Политические учения Древнего Востока (китайская политическая мысль. Представители: Гунцзы 551 – 479 гг. до н.э., Шан Ян 390-338 гг до н.э)
2. Политические учения Древней Греции (Платон 21.05.427 – 347 гг до н.э., Аристотель 384-322 гг до н.э.)
3. Политические идеи Нового Времени (Н. Макиавелли 1469-1527, Томас Гоббс 1588-1679, Джон Локк 1632-1704, Ш.Монтескьё 1689-1755, Ж.-Ж. Руссо 1712-1778, Э.Кант 1724-1804)
4. Политические учения 19 века:
А) либеральные учения,
Б) консервативные учения,
В) марксизм
5. теория политической элиты (Г.Моска 1858 – 1941, В.Паретто 1848-1923)
Первое упоминание о порядке встречается в древних мифах. Космос и Хаос находятся в состоянии конфликта. Жизнь на Земле должна быть подобна космическому порядку, а это возможно только по указанию Богов. Боги дают рекомендации, как управлять людьми.
Уран – Гея
Кронос – Рея
Зевс – Митридата (мудрость), Фемида (справедливость), Гера
Уже в древних мифах пропагандируется идея о том, что во имя порядка оправдывается детоубийство и отцеубийство. Таким образом, формируется главный принцип политики: цель оправдывает средства.
Китайская политическая мысль. В истории Древнего Китая выделяется 2 периода:
1. Период многоцарствия Ле Го 5 – 8 века до н.э.
2. Период Джань Го борющихся государств 5 – 3 века до н.э.
Ответ, каким образом выйти из кризиса периода борющихся государств дают 4 философских течения Древнего Китая:
1. Даосизм, Лао-Цзы – нужно вернуться к патриархальной общине, «Дао де цзин»
2. Конфуцианство, Конфуций - политический кризис может разрешить объединение китайских земель во главе с просвещенным правителем, «Лунь Юнь (беседы и высказывания)».
3. Моизм, Мо Цзы – первые коммунистические утопические идеи, всеобщий мир
4. Легизм (Фа Дзя – школа законников) – Шан Ян (Вэй Ян), Шан Цзюнь Шу – предлагали реформировать государственность, применяя жесткие законы обязательные для всех и ведя активную агрессивную внешнюю политику.
Конфуцианство. По мнению Конфуция государство – это большая патриархальная семья, в которой правитель это отец, а подданные – дети. Соответственно, правитель должен заботиться о детях, а подданные любить и заботиться о правителе-отце. В таком государстве действуют следующие принципы управления:
1. Жэнь – человеколюбие
2. Фа+Жэнь+Ли – законы должны быть добродетельными и основываться на ритуале (традиции).
3. Чжэ Минь – принцип исправления имен. Имя – это социальный статус, данный человеку от рождения. Если ты не следуешь ему, тебя нужно мягко направить на путь истинный.
4. Ли (ритуал) – это совокупность этических норм, которым должен следовать каждый китаец. А именно: честность, знание истории, почитание старших, главное умеренность во всем, кроме стремления к знаниям.
5. Чжи – принцип знания и образования. Поступай так, как говоришь.
6. Исходя из этих принципов, выстраивается следующая пирамида:
В основании этой пирамиды находятся Сяо Жень (простолюдины, маленькие человечки: ремесленники, крестьяне). За ними Дзюнь Цзы (благородные мудрые мужи: аристократы). На верхушке пирамиды находится Правитель. Он тоже один из Дзюнь Цзы.
7. Хэ – принцип гармонии предполагает, что в обществе не будет социальных поляризаций.
В качестве идеальной модели Конфуций предлагал аристократическую монархию во главе с просвещенным правителем. Умер Конфуций в должности дафу (советник правителя).