Механизм реализации социальных проектов
Содержание проекта
Основное содержание деятельности по проекту
Планирование проектной деятельности
Типы социальных проектов по срокам их реализации
Для каждого социального проекта определяют временные рамки его реализации. В данной классификации по срокам реализации выделим:
1. краткосрочные проекты, которые требуют для своей реализации 1-2 года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя проекта. В социальной сфере потребность в ускорении сроков исполнения проекта может проявляться в чрезвычайных ситуациях.
2. среднесрочные проекты осуществляются от 3 до 5 лет.
3. долгосрочные проекты, которые осуществляются на протяжении 5 лет и более.
Такие проекты предусматривают существенные социальные преобразования. Они сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. Вполне надежно прогнозировать ситуацию в таком временном диапазоне трудно. С учетом этого долгосрочные социальные проекты разделяются на последовательные этапы, ближайшие из которых разрабатываются конкретно, а отдаленные – в обобщенной форме, нередко лишь на концептуальном уровне.
В данной части описываются конкретные действия в ходе реализации проекта.
Это описание функционирования проекта: определяются основные стадии его реализации с указанием поэтапности работ, сроков и важнейших результатов. Сроки реализации могут быть указаны не календарные, а в увязке с началом работы по проекту, которое обычно начинается с началом финансирования.
Для описания поэтапности работ можно придерживаться следующей структуры:
1 этап – подготовительный. Включает в себя описание деятельности, направленной на проведение всех необходимых подготовительных мероприятий.
Это могут быть: проведение социологического исследования, разработка методических и информационных материалов, проведение обучающих семинаров, организация заседаний рабочей группы, распространение информации о данном проекте, заключение договоров о совместной деятельности и пр.
При разработке этого этапа необходимо предусмотреть все необходимое для того, чтобы реализация основного периода прошла успешно.
2 этап – основной. Включает в себя реализацию действий и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.
При описании данного этапа необходимо обратить внимание на то, чтобы для реализации каждой задачи были предусмотрены конкретные направления деятельности, определены формы и методы работы и промежуточные результаты.
Обычно, исходя из задач, содержание проекта разбивается на отдельные направления, представляющие самостоятельные части проекта. Необходимо разработать и схему управления проектом, для того, чтобы наглядно можно было представить весь его механизм.
3 этап – заключительный. Включает в себя подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологических исследований по выявлению эффективности проекта, издание методических и информационных материалов, корректировка проекта на следующий период, проведение заключительных встреч, круглых столов, семинаров и пр.
Содержание проекта может включать в себя план реализации. Это один из наиболее сложных для разработки разделов. Он представляет собой описание системы действий (что необходимо сделать, с кем встретиться и в какие сроки) по воплощению в жизнь замысла, идеи проекта, реализации поставленных задач.
Если проект включает в себя образовательный блок, то желательно приложить учебно-тематические планы, если в проекте представлено мероприятие, – сценарий мероприятия.
Схема представления плана реализации проекта
1. Мероприятия, действия по проекту
2. Сроки, длительность
3. Ответственные
4. Методы
5. Результаты
ПРИМЕР
1. Подготовительный этап
Проведение социологического исследования
1 месяц : 01.05.06-31.05.06
Иванова А.И.,Петров Н.Н.
анкетирование
Информация об уровне информированности клиентов…
2.Основной этап
3. Заключительный этап
В данной части проекта должен быть четко прописан механизм реализации проекта. Однако само содержание механизма реализации для многих проектировщиков остается неясным. Обратимся к рассмотрению этого вопроса.
Успешность реализации любого проекта, программы в значительной мере определяется четким, конкретным, содержательным обеспечением их механизмами реализации.
Основываясь на системно-деятельностном подходе, можно предположить: если любая человеческая деятельность включает в себя восемь компонентов, значит и механизм реализации проекта основан на их учете и конкретизации.
1. Субъект проектной деятельности:
кадровое обеспечение реализации проекта, четкое определение состава индивидов, социальных общностей, команд исполнителей, которые обладают высокой степенью готовности к данной конкретной деятельности в рамках проекта: знают что делать, умеют делать и хотят делать (информационная, операциональная и мотивационная готовность).
2. Объект проектной деятельности:
совокупность признаков, свойств предмета, на которые направлена проектная деятельность, т.е. нужна четкая параметризация объекта, чтобы не включить в поле деятельности “чужие” области, не поддающиеся воздействию свойства или параметры нежелательного воздействия.
3. Средства проектной деятельности:
все материальные, финансовые, технические, экономические и другие ресурсы, используемые субъектом для реализации проекта
4. Процесс проектной деятельности:
четко определенная совокупность операций, функций, действий субъекта; полнота учета операций и их последовательность.
5. Условия проектной деятельности:
включение в процесс проектной деятельности компонентов других систем, посредников, помощников, компенсаторов; субъектов или объектов, средств или процессов других систем деятельности. Условия являются своеобразным компенсатором недостатков компонентов данной деятельности: сторонние специалисты, волонтеры, иностранные инвестиции, лоббирование в органах власти и пр.
6. Результат проектной деятельности:
завершенная форма существования системы проектной деятельности.
В узком смысле слова результат – это реализованная цель, преобразованный в ходе деятельности объект. В широком смысле слова результат – это вся система деятельности в ее ставшей после функционирования форме, т.е. изменившиеся субъекты, объекты, средства, процессы, условия и т.д.
7. Система деятельности:
процессуальное отношение внутренних компонентов деятельности, мера их организованности, упорядоченности; функциональная организация всех компонентов деятельности, определяющая ее целостность.
8. Среда деятельности:
внешние для данной деятельности системы, образующие активный фон и потенциал конкретной деятельности. В качестве среды могут выступать другие сферы городской или общественной жизни или целостные территориальные образования (города, регионы, страны). Важно установить со средой гармоничные отношения сотрудничества, взаимосвязи, взаимопомощи, а не конфронтации.