Середина описания

Вступление (начало описания)

1) Обратиться к предмету описания в живом и светлом чувстве «О друг! Как передать словами те чувства, когда я думаю о тебе…»)

2) Сказать о времени дня или года.

3) Сказать о месте, где предмет находится, встречен. Сначала даётся общая картина окружающего, затем взгляд сосредоточивается (фокусируется) на предмете описания (наподобие кинокамеры «наезжает» на объект, выделяя главное, центральное)

 

1) Если описывается бездействующий предмет (озеро, гора, холм), то описываются перемены, происходящие в нём в разное время (дня, года).

2) Неодушевлённый предмет, состоящий из нескольких частей (город, сад), то описываются отдельные его части, даются картины с разных сторон.

3) Предмет нравственный (скромность, сострадание, милосердие и др.), то располагаем материал от общего к частному (или наоборот). (Что такое скромность? Что за этим стоит? Почему это одно из важнейших качеств?)

4) Если это действующее лицо (герой), то описываем его действия последовательно и постепенно

Есть тактики

  1. Все части предмета должны быть чётко отделены одна от другой, описываются последовательно, поэтапно.
  2. Выбираем самое существенное в предмете, то, что работает на нашу цель (без лишней детализации), стрежневое в предмете.
  3. Целостный образ вырисовывается через частное. Самое интересное выносим в конец. (М.Цветаева о К.Бальмонте)
  4. Избегаем повторов.

 

Рассмотрим примеры описания поэтов Бальмонта и Брюсова, сделанные Мариной Цветаевой:

Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь сказала: "Поэт".

Не улыбайтесь, господа, я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке. Ибо в каждом из них, кроме поэта, было еще нечто, большее или меньшее, лучшее или худшее, но еще нечто... В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего. И потому, когда его домашние на вопрос о нем отвечают:

"Поэт спит", - или "Поэт вышел за папиросами", - в этом нет ничего смешного или претензионного, ибо именно поэт спит, и сны, которые он видит, - сны поэта, и именно поэт и никто другой вышел за папиросами, в чем не усомнился бы ни один лавочник, увидев его у прилавка.

На каждом бальмонтовском жесте, слове - клеймо - печать -звезда - поэта... То, что так часто принимают за позу, есть лишь природа поэта, странная обычному человеку (далее следует описание отдельных самых характерных черт поведение и внешности), как например, носовые "ап"и"еп" Бальмонта.

Да, Бальмонт произносил их [звуки] иначе, чем другие, да, его носовые an и еп имеют тигриный призвук, но он не только произносит их иначе, он и шагает иначе, он весь - иной ...

Посадка головы? Но так ее посадил ему сам Господь Бог. Не может смиренно нести голову, который в двадцать лет сказал:

Я вижу, я помню, я тайно дрожу,

Я знаю, откуда приходит гроза

И если другому в глаза я гляжу

-Он вдруг - закрывает глаза.

Отсюда - взгляд Бальмонта, самое неустрашимое, что я видела в жизни... (Из выступления на вечере по поводу пятидесятилетия литературной деятельности Бальмонта).

Итак, вы видели: выбирается существеннейшая черта - одна; она служит стержнем описания (здесь -"поэт"). Ею мотивируются другие, уже внешние, черты и проявления: общий облик, произношение, посадка головы, взгляд. Рассмотренный текст-описание строится на использовании характерной черты, определяющей сущность предмета описания ("Бальмонт - поэт").

Три элемента описания:

- стержневая черта;

- образ (ищем аналогию в чём-то другом);

- взгляд (наше отношение к описываемому)

А вот пример построения, которое основано на стержне-метафоре, стрежне-образе. Пример из текста того же автора, но посвященного В.Я.Брюсову. Для автора Брюсов не "поэт милостью Божьей", но "поэт собственной милостью", создавший себя в результате громадного труда и напряжения воли. Для описания этой личности требуется метафора.

Начало описания В.Я. Брюсова как явления русской поэзии:

Брюсов <...> был сплошным берегом, гранитным. Сопровождающий и сдерживающий (в пределах города) городской береговой гранит -вот взаимоотношение Брюсова с современной ему живой рекой поэзии. За городом набережная теряет власть. Так, он не предотвратил ни окраинного Маяковского, ни ржаного Есенина, ни <...> небывалого, как первый день Творения, Пастернака. Все же, что город, кабинет, цех, если не иссякало от него, то приняло его очертания.

Для М.Цветаевой В.Брюсов – «гранитный берег».

В заключительной части необходимо разбудить заново чувства, возвратиться к первоначальной основе мысли (Это касается, прежде всего, устной речи, а затем и письменной). Должна прозвучать высокая нравственная мысль, которая обращена к тем, кому эта речь предназначена.

1) Можно вновь обратиться к предмету ( выразить собственные чувства и желания).

2) Высокая нравственная мысль выносится в конец

Самое важное в описании предмета:

1) Правильный выбор главной, характерной черты, детали, определяющей сущность предмета или делающей его интересным;

2) Подбор точного сравнения (создание образа), основанного на этой главной черте;

3) Хорошая "режиссура" ("операторская работа"), выбор точки зрения, направления "взгляда" на предмет ("красота - в глазах смотрящего")

Эпидейктическая речь - торжественная речь (по цели высказывания) по какому-либо случаю, направленная на воодушевление аудитории (восхваление чего-либо, кого-либо), порицание негативных явлений.

Ее задача - хвала общечеловеческим, нравственным и другим ценностям; хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею. В списке добродетелей в разных ее проявлениях - мужество, справедливость, благоразумие, мудрость, рассудительность, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. Антонимы к каждому слову составляют основу содержания порицающей речи.

Эпидейктическая речь - это призыв к активным чувствам, к эмоциональной сфере слушателей (пробуждение восторга, радости, любви, благодарности; ненависти, ярости). Предметом такой речи может быть то или иное лицо, деятельность коллектива, какое-либо явление (собравшее "по случаю" людей). Предметом восхваления/порицания может быть всё, что угодно: предмет, лицо, действие, коллектив…

Похвала неодушевленному предмету (в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад"):

[Гаев] Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания...