Критерии оценки публичного выступления

1) Как тема выступления соотносится с аудиторией?

2) Какой материал отобран в связи с выбранной темой?

3) Какова структура речи, соответствует ли она цели высказывания?

4) Присутствуют ли в речи тропы и фигуры?

5) Техника речи выступающего соответствует ли требованиям выразительности?

6) Отвечает ли речь требованиям чистоты и т.д.?

7) Уместны ли невербальные средства?

8) Установлен ли контакт с аудиторией и поддерживается ли он на протяжении всего выступления?

9) Насколько речь соответствует четырём коммуникативным законам?

10) Достигнута ли цель выступления? Насколько действенна эта речь?

Речевое общение происходит в определённых условиях

Коммуникативная целесообразность предполагает развёртывание речи, включение в её содержание того материала, который соответствует целям выступления. Вряд ли удачной получится речь, если автор попытается вложить в неё всё, что он знает по данному вопросу. Первоначально нужно отобрать материал таким образом, чтобы он как можно полнее раскрывал главную мысль текста, но одновременно не перегружал его. Нет необходимости намечать более 4-5 основных положений выступления, поскольку аудитория не в состоянии удержать большего в памяти и устанет от переизбытка информации.

В отличие от повествования описание не содержит событий, в нём нет сюжета, оно статично. В описании показываются признаки предмета, демонстрируются его связи с другими предметами и явлениями. Описания могут быть научными и художественными, краткими и подробными, образными. Описание предмета, воспринимаемое на слух, всегда выигрывает, если создаёт в воображении слушателей яркий, наглядный образ, окрашенный эмоциями оратора.

Чтобы основные положения речи запомнились аудитории, оратор должен хорошо продумать композицию текста, апеллировать не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям слушателей. Чтобы аудитория почувствовала заинтересованное, эмоциональное отношение самого оратора к тому предмету, о котором он рассказывает, необходимо средствами включённого в речь описания создать у слушателей наглядно-образные представления. В памяти слушателей останется информация, которая окажется для них эмоционально окрашенной, к которой они сформируют своё отношение – позитивное или негативное.

Итак, описание – тип текста, в котором нет событий, действующих лиц, а есть признаки и свойства. Описывать можно событие, сложные целостные картины.

Как выстраивается описание? Ответить на этот вопрос поможет Кошанский (лицейский учитель А.С.Пушкина)

Структура описания: