Принцип систематичности и последовательности

Впервые этот принцип был применен Я.А.Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Этот принцип требует, чтобы процесс усвоения знаний шел в определенном порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в логическом порядке, который позволит учащимся овладеть действенными знаниями и получить четкую картину окружающего мира. Достичь этого можно лишь специально организованным обучением без перерывов, нарушения последовательности и логики изложения. Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми предметами и явлениями. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности.

Соблюдение принципа обеспечивает более прочное усвоение учебного материала и за меньшее время. Ему соответствуют следующие дидактические правила:

1) учебный материал представляйте разделенным на логически завершенные части, шаги, блоки и последовательно реализуйте их в учебном процессе;

2) учебный предмет - это уменьшенная копия соответствующей науки, поэтому показывайте учащимся ее структуру и систему понятий, законов, ее место в системе других наук. Используйте межпредметные связи;

3) выстраивайте систему уроков так, чтобы каждый урок был логическим продолжением предыдущего;

4) используйте опорные схемы и опорные конспекты, облегчающие процесс усвоения знаний;

5) проводите уроки обобщения, и систематизации знания после каждого раздела и важной темы;

Не забывайте совет Я.А.Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего