Виды трудовой адаптации

План

Лекция №6 Адаптация персонала

1. Определение адаптации

2. Виды, этапы и критерии адаптации.

3. Испытательный срок.

4. Адаптация молодых специалистов.

5. Наставничество и консультирование.

Адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.

Адаптация работника – это приспособление индивидума к рабочему месту и трудовому коллективу.

Процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. То есть специальная процедура вхождения сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества вопросов, возникающих в начале работы. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых сотрудников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:

· уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает то, как работает организация. До тех пор пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые издержки и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы;

· снижение тревожности и неуверенности. Тревожность и неуверенность в данном случае означает боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. С одной стороны, это нормальный страх перед новым и неизвестным, но с другой – фактор, который может привести к стрессам и их негативным проявлениям;

· сокращение текучести кадров. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением;

· экономия времени непосредственного руководителя и коллег. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей;

· развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.

 

1. По наличию опыта трудоустройства:

1.1. первичная адаптация, приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности,

1.2. вторичная адаптация, приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности;

2. По содержанию адаптации:

2.1. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация во многом выражается в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.

2.2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации и вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы.

2.3. Общественно-организационная адаптация означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса,режима труда и отдыха и т. д.

2.4. Культурно-бытовая адаптация – это участие новых членов коллектива в традиционных для данного предприятия культурных мероприятиях вне рабочего времени. Характер этого вида адаптации определяется уровнем культуры производства, развитием его инфраструктуры, общим уровнем развития членов организации, которые связаны не только отношениями по работе, но и совместным досугом.

2.5. Психофизиологическая адаптация – это процесс освоения человеком совокупности условий труда.

3. По характеру адаптации:

3.1. активная адаптация – индивид сам стремится воздействовать на внешнее окружение, чтобы изменить его, и

3.2. пассивная адаптация – индивид не стремится к такому воздействию и изменению;