Опыт и факты – источник, основа познания действительности.

Практика – критерий истинности теории.

Основу фундаментальной методологии составляют также принципы:

1) диалектики (взаимообуслоленное и противоречивое развитие явлений действительности),

2) детерминизма (объективной причинной обусловленности явлений),

3) изоморфизма (отношения объектов, которые отражают тождественность их построения).

Метафизический метод – антипод диалектическому.

Общенаучные методы исследования – переходные между философскими и частнонаучными: системный, структурно-функциональный. кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и др.

Понятия этого метода: «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», вероятность», «оптимальность» и др.

В структуре выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:

· эмпирического исследования – наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

· теоретического исследования – моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

· общелогического научного исследования – анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, системный подход и др.

Общенаучная методология базируется на принципах:

1. Исторический

2. Терминологический (понятийный)

3. Системный

4. Познавательный (когнитивный)

5. Моделирования.

Частнонаучные методы исследования – совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной науке (в частности гуманитарной –юридической).

Это совокупность идей либо специфических методов определенной науки, которые являются базой для решения конкретной исследовательской проблемы.

Это научные концепции, на которые опирается исследователь.

Ее уровень требует обращения к общепризнанным концепциям ведущих ученых в конкретной отрасли науки, а также тех исследователей, достижения которых являются общепризнанными.

Направления поиска методологических основ:

- изучение научных трудов известных ученых, которые применили общенаучную методологию к изучению конкретной науки;

- анализ научных трудов ведущих ученых, которые одновременно с общими проблемами своей отрасли. Исследовали вопросы данной отрасли;

- обобщение идей ученых, которые непосредственно изучали данную проблему;

- проведение исследование специфических подходов к решению данной проблемы профессионалами-практиками, которые не только разработали, но и реализовали на практике свои идеи;

- анализ концепций в данной сфере научной и практической деятельности украинских ученых и практиков;

- изучение научных трудов зарубежных ученых и практиков.

Ее применение требует ответа на вопросы о:

- предполагаемой ведущей научной идее,

- сущности явления (объекта, предмета исследования);

- противоречиях, которые возникают в процессе либо явлении,

- стадиях, этапах развития (либо тенденциях)