Тема 11. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

 

Под координацией следует понимать взаимное согласование мер, осуществляемые прокуратурой и другими правоохранительными органами в области борьбы с преступностью и укрепления правопорядка.

 

Основные направления координационной деятельности:

• совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

• выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;

• разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

• подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту, Федеральному Собранию и Правительству, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;

• обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

• разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.

Формы координационной деятельности:

• проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;

• обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;

• совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, для изучения и распространения положительного опыта;

• создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;

• проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;

• взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

• оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

• издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

• выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;

• разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Названный перечень основных форм координации не является исчерпывающим. На практике широко используются:

• проведение межведомственных совещаний правоохранительных органов по итогам работы за определенный период либо по конкретным вопросам правоохранительной деятельности;

• заслушивание информации о ходе расследования и об оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам;

• совместные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях, где складывается наиболее неблагополучная криминогенная ситуация;

• организация совместных дежурств следователей прокуратуры и оперативных работников органов внутренних дел;

• совместное проведение пресс-конференций, «круглых столов» с обсуждением проблем борьбы с преступностью в городе (районе), регионе;

• взаимодействие со средствами массовой информации в иных формах для освещения актуальных вопросов противодействия преступности и т.п. В целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.