Тема 11. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Под координацией следует понимать взаимное согласование мер, осуществляемые прокуратурой и другими правоохранительными органами в области борьбы с преступностью и укрепления правопорядка.
Основные направления координационной деятельности:
• совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
• выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
• разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;
• подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту, Федеральному Собранию и Правительству, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;
• обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
• разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.
Формы координационной деятельности:
• проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
• обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
• совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, для изучения и распространения положительного опыта;
• создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
• проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;
• взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
• оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;
• издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;
• выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;
• разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.
Названный перечень основных форм координации не является исчерпывающим. На практике широко используются:
• проведение межведомственных совещаний правоохранительных органов по итогам работы за определенный период либо по конкретным вопросам правоохранительной деятельности;
• заслушивание информации о ходе расследования и об оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам;
• совместные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях, где складывается наиболее неблагополучная криминогенная ситуация;
• организация совместных дежурств следователей прокуратуры и оперативных работников органов внутренних дел;
• совместное проведение пресс-конференций, «круглых столов» с обсуждением проблем борьбы с преступностью в городе (районе), регионе;
• взаимодействие со средствами массовой информации в иных формах для освещения актуальных вопросов противодействия преступности и т.п. В целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.