История политической мысли.
2.
1.
Политология как научная дисциплина
Лекция 8. Личность и социализация
Человек – родовое понятие. Индивид – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
Личность:
- системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении
- субъект социальных отношений и сознательной деятельности
Биологические предпосылки и социальная среда развивают личность.
Иерархическая структура личности К. К. Платонова:
- подструктура направленности (убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы) – социальный уровень
- подструктура опыта (умения, знания, привычки, навыки) – социально – биологический уровень
- подструктура форм отражения (особенности познавательных и эмоциональных процессов) – биосоциальный
- подструктура биологических конституциональных свойств (НП, половые, возрастные) – биологический уровень
Чарлз Кули «Зеркальное Я»:
- того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие
- того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят
- того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других
Джордж Герберт Мид – процесс формирования личности включает 3 стадии:
- имитация
- игровая стадия
- стадия коллективных игр
Социализация – процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.
Процесс социализации проходит фазы:
- детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду
- зрелость (18-60 лет) – активный трудовой период
- старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода
1. Становление политической науки.
2. Предмет политологии.
· Религиозно-мифологическая форма (II-I века до н.э.)– власть божественна по своему происхождению.
· Философско-этическая форма (с 2/2 I века до н.э.).
· Аналитическая форма.
Силовое понимание политики \
Функциональное понимание политики \ - в учебнике Пугачева
Коммуникативное понимание политики \
Политика как власть и распределение ресурсов – Хейвуд
Политика – наука государственного управления (Даль)
Политика – стремление к участию во власти или к оказанию влияния на власть (Вебер).
Политика – создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития (Хейвуд).
Политология – определенный комплекс знаний о политике, политических явлениях и системах.
Подходы к предмету политологии:
1.Политология – одна из наук о политике, предмет не охватывает всю проблематику.
2.Политология и политическая социология – наиболее общие науки о политике.
3.Политология – наиболее общая интеграционная наука о политике.
Политология – обществоведческая научная дисциплина, изучающая взаимодействие субъектов политики, структуру и функционирование складывающихся на базе этого взаимодействия политических систем.
Собственных методов политическая наука не имеет.
1. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима
1.
Для древних мыслителей государство являлось высочайшим завоеванием разума.
Формы правления, выделенные Платоном в диалоге «Государство»:
Идеальное государство |
Тимократия (власть полководцев) |
Тирания |
Демократия |
Олигархия |
Согласно Платону, в данном случае формы правления сменяют друг друга, начиная с идеального государства, управляемого богами, к тимократии (власти полководцев и военачальников), затем к олигархии (власти немногих богатых), следом к демократии (власти народа, демоса), наконец, к худшей, по мнению Платона форме – тирании, а от нее, вследствие божественного вмешательства, снова к идеальному государству. Весь цикл совершается примерно за 26 тысяч лет.
Формы правления, выделенные Платном в диалоге «Политик»:
Аристократия |
Консервативная демократия |
Тирания |
Олигархия |
Беззаконная демократия |
Монархия |
В другом своем диалоге, «Политик», Платон отказывается от формы «идеального государства», хотя условно можно обозначить его место между тиранией и монархией. Как в первом случае, последовательная смена форма правлений, по Платону, начинается с монархии и заканчивается «худшей» формой – тиранией. При этом Платон делит все формы правления на два типа:
Монархия
Аристократия законные формы
Консервативная демократия
Беззаконная демократия
Олигархия беззаконные формы
Тирания
В учении об идеальном государстве Платона можно выделить несколько характерных особенностей:
· Отмена частной собственности, но не вообще, а лишь для правящего класса.
· Четкое определение функций
· Четкая стратификация общества
· Цель – создание идеального государства
Аристотель в «Политике» различает следующие формы правления:
Правильные формы правления:
Полития |
Аристократия |
Монархия |
Неправильные формы правления:
Демократия |
Олигархия |
Тирания |
Решение проблем, по мнению Аристотеля, - в смешении наилучших черт правления в одной форме, то есть в политии. Она будет включать добродетель аристократии, свободу демократии, богатство олигархии и так далее. При этом полития – не власть народа, а власть меньшинства, наподобие аристократии, при том меньшинство делает все возможное для поддержания блага всего общества.