Превращение соединений железа.
Превращение соединений серы.
Превращение соединений фосфора.
Превращение соединений азота.
Азот – важнейший биогенный элемент, входящий в состав белковой моле-
кулы каждого живого существа. Запасы газообразного азота в атмосфере ог-
ромны. Однако ни растениям, ни животным он не доступен, так как растения
могут использовать для питания азот минеральных соединений, а животные
потребляют азот в форме органических соединений. Только специфическая
группа микроорганизмов обладает способностью фиксировать этот элемент и
строить из атмосферного азота всё разнообразие азотсодержащих органических
соединений своей клетки.
Изучите цикл превращения азота в природе с участием микроорганизмов,
состоящий из процессов фиксации атмосферного азота, аммонификации, нит-
рификации и денитрификации и заполнитетаблицу 12.
Таблица 12 Этапы круговорота азота
Фосфор имеет большое значение в жизнедеятельности организмов. Без не-
го не могут синтезироваться белки, он входит в состав ядерного вещества клет-
ки и многих ферментов. Роль микроорганизмов в превращении фосфора сводит-
ся к двум процессам: минерализации фосфора, входящего в состав органиче-
ских веществ, и превращению фосфорнокислых солей из слаборастворимых в
хорошо растворимые, доступные для растений. Изучите морфологию и биохи-
мические свойства микроорганизмов, участвующих в освобождении фосфорной
кислоты из органических соединений и в переводе нерастворимых фосфатов в
растворимые.
Сера входит в состав аминокислот (цистеин, цистин, метионин), витаминов
группы В (биотин, тиамин) и др. соединений. Органические соединения серы в
почве представлены остатками животных и растений. При разложении в почве
органических серосодержащих веществ, а также при восстановлении солей сер-
ной, сернистой и серноватистой кислот образуется сероводород, ядовитый для
растений и животных. Сероводород окисляется серобактериями в безвредные,
доступные для растений соединения.
Изучите группы серобактерий и вызываемые ими процессы: восстановле-
ние сероводорода в серу, образование сернистой, серной кислот. Отметьте зна-
чение этих процессов в природе, влияние на микроклимат животноводческих
помещений.
Железо входит в состав животных и растительных организмов: содержится
в гемоглобине, цитохромах (дыхательных ферментах) и др. Железо бывает в
форме нерастворимого окисного Fe3+ и растворимого закисного Fe2+. Перевод
органического окисного железа в закисное, и наоборот, осуществляется в ос-
новном микроорганизмами – железобактериями.
Изучите морфологию железобактерий, процессы превращения ими различ-
ных форм железа.
|
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
71. Минерализация (аммонификация) органических соединений. Возбуди-
тели, химизм процесса. Приемы, предупреждающие порчу сельскохозяйствен-
ной продукции.
72. Аммонификация азотсодержащих органических соединений (белков,
аминокислот, мочевины, нуклеиновых кислот). Возбудители. Приемы регули-
рования процесса в почве, при хранении навоза.
73. Нитрификация. Возбудители. Химизм процесса. Положительные и от-
рицательные стороны этого процесса в земледелии и при хранении навоза.
74. Денитрификация. Возбудители, их характеристика. Химизм и значения
процесса.
75. Фиксация молекулярного азота микроорганизмами. Возбудители, их
характеристика. Использование азотфиксаторов в животноводстве для синтеза
белка.
76. Превращение микроорганизмами соединений серы. Возбудители, их
характеристика. Роль в природе, влияние на микроклимат животноводческих
помещений.
77. Микроорганизмы, участвующие в круговороте фосфора. Морфология,
биохимические свойства.
78. Железобактерии. Характеристика свойств. Превращение закисных и
окисных соединений железа.
79. Практическое применение микроорганизмов, участвующих в кругово-
роте азота.
80. Нитрификация. Значение работ С.Н. Виноградского в раскрытии сущно-
сти процесса. Влияние условий среды на процесс и способы его регулирования.
1.9 Антибиотики и их продуценты
Антибиотики – специфические вещества жизнедеятельности ряда микро-
организмов (бактерий, бацилл, актиномицетов, плесневых грибов), растений
или животных тканей, угнетающие рост и размножение микроорганизмов или
губительно действующие на них.
Ознакомьтесь с историей открытия антибиотиков, их классификацией по
происхождению, по механизму действия. Изучите механизм бактерицидного и
бактериостатического действия антибиотиков. Отметьте, чем отличаются анти-
биотики от общебиологических ядов, каково значение антибиотиков для самих
продуцентов.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
81. Грибы – продуценты антибиотиков. Принцип их воздействия на пато-
генные микроорганизмы.
82. Антибиотики бактериального происхождения. Характеристика и меха-
низм действия.
83. Антибиотики бациллярного происхождения. Характеристика и меха-
низм действия.
84. Антибиотики животного происхождения, их характеристика и меха-
низм действия.
85. Фитонциды, их действие на микроорганизмы. Использование фитонци-
дов в борьбе с патогенными микроорганизмами.
86. Кормовые антибиотики (кормогризин, бацитрацин и др.). Их действие и
применение.
87. История открытия антибиотиков. Значение работ А. Флеминга, З.В. Ер-
мольевой, Б.П. Токина, П.Н. Лащенкова.
88. Актиномицеты – продуценты антибиотиков. Характеристика, механизм
действия этих веществ.
89. Использование антибиотиков в сельском хозяйстве. Ограничения в
применении антибиотиков для защиты растений.
90. Побочное действие антибиотиков на организм животных.
1.10 Учение об инфекции и иммунитете
При изучении данной темы дайте определение понятиям: «инфекция»,
«инфекционный процесс», «инфекционная болезнь».
Разберитесь в таких свойствах микроорганизмов как патогенность, виру-
лентность, токсигенность, инвазивность. Выясните факторы усиления и ослаб-
ления вирулентности, использование их в практике.
Источником патогенных микробов является больное животное или труп,
причем один возбудитель может вызывать заболевание у разных видов живот-
ных (зоонозы) или у животных и человека (антропозоонозы). Обратите внима-
ние на пути проникновения возбудителя в организм, распространения в нем,
выделения из него и способы передачи другим живым объектам.
Выясните, какое значение в возникновении и развитии инфекционной бо-
лезни имеет состояние макроорганизма (естественные факторы защиты, воз-
раст, кормление, содержание).
Дайте характеристику периодам развития инфекционного процесса (инку-
бационный, продромальный, клинический, выздоровление).
Иммунитет следует рассматривать как генетически обусловленное свойст-
во организма защищать свое внутреннее постоянство, индивидуальность. Для
зооинженеров особенно важно знать, что иммунодефицитное состояние насле-
дуется или может развиваться при неполноценном кормлении, нарушении мик-
роклимата и при других неблагоприятных зоогигиенических условиях. Запол-
нитетаблицу 13, в которой дайте определение видам иммунитета.
Таблица 13 Виды иммунитета
Иммунная система организма состоит из центральных (костный мозг, ти-
мус, сумка Фабрициуса, пейеровы бляшки) и периферических (селезенка, лим-
фатические узлы, солитарные фолликулы, кровь) органов. Ознакомьтесь с ро-
лью каждого органа в механизме защиты организма. Изучите роль Т- и В-
лимфоцитов.
Важно знать, что такое антигены и помнить их основные признаки: чуже-
родность, антигенность, специфичность, иммуногенность. Со стороны макроор-
ганизма при внедрении антигена развивается иммунный ответ, который пред-
ставляет собой цепь реакций и процессов: фагоцитоз и образование антител,
действие лизоцима, комплемента, пропердина. Дайте определение клеточному и
гуморальному видам иммунитета. Выясните роль иммуноглобулинов в форми-
ровании иммунитета.
Способность антител специфически взаимодействовать с антигенами ис-
пользуется в диагностике и терапии инфекционных болезней. Изучите сущность
серологических реакций – агглютинации, преципитации, связывания компле-
мента, метод флуоресцирующих антител, иммуноферментный анализ.
Важно знать назначение вакцин и сывороток, чем различаются способы их
изготовления, их назначение и какой иммунитет вырабатывается при примене-
нии этих биопрепаратов.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
91. Инфекция и инфекционная болезнь. Роль микроорганизмов, восприим-
чивых организмов и условий внешней среды в развитии инфекции.
92. Роль микробов в возникновении и развитии инфекции. Патогенность и
вирулентность микроорганизмов. Факторы патогенности.
|
93. Вирулентность микроорганизмов. Способы снижения и усиления виру-
лентности.
94. Роль восприимчивых организмов и условий среды в возникновении и
развитии инфекции. Динамика инфекционного процесса. Общие меры профи-
лактики инфекционных болезней.
95. Пути проникновения возбудителей инфекции в восприимчивый орга-
низм и их распространение в нем.
96. Центральные органы иммунной системы. Их характеристика.
97. Периферические органы иммунной системы. Их характеристика.
98. Антигены и их свойства. Классификация антигенов.
99. Антитела и их свойства. Классификация антител
100. Т- и В-лимфоциты. Их характеристика.
2 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
2.1 Микроорганизмы – возбудители инфекций
Инфекционные болезни животных наносят большой экономический
ущерб, складывающийся из снижения их продуктивности, падежа, а также мо-
гут быть опасными для человека.
Изучите морфологию, культуральные, биохимические свойства возбудите-
лей сибирской язвы, туберкулеза, бруцеллеза, рожи свиней, пастереллеза, коли-
бактериоза (эшерихиоза), сальмонеллеза, столбняка, ботулизма, трихофитии,
микроспории, фавуса (парши), аспергиллотоксикоза, афлатоксикоза, охратокси-
коза, их устойчивость, методы лабораторной диагностики, борьбы и профилак-
тики инфекционных заболеваний. По результатам изучения заполнитетаблицу
14, в которой охарактеризуйте не менее пяти возбудителей (по выбору).
Таблица 14 Возбудители инфекционных болезней животных
|















Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
101. Туберкулез. Характеристика возбудителей. Лабораторная диагностика
и специфическая профилактика заболевания.
102. Бруцеллез. Характеристика возбудителей. Методы диагностики, борь-
бы и профилактики.
103. Сибирская язва. Возбудитель, его характеристика. Профилактика и
меры борьбы.
104. Микотоксикозы – болезни, вызываемые продуктами жизнедеятельно-
сти микроскопических грибов.
105. Пастереллезы. Возбудители, их характеристика. Профилактика и меры
борьбы.
106. Эшерихиозы. Возбудители, их характеристика. Профилактика и меры
борьбы.
107. Некробактериоз. Характеристика возбудителя. Диагностика, профи-
лактика и меры борьбы.
108. Ботулизм. Характеристика возбудителя. Диагностика, профилактика и
меры борьбы.
109. Столбняк. Характеристика возбудителя. Диагностика, профилактика и
меры борьбы.
110. Дерматомикозы. Характеристика основных возбудителей. Профилак-
тика и меры борьбы.
2.2 Микробиология кормов
Знание динамики микробиологических процессов, биохимических измене-
ний, происходящих в растительной массе, необходимы при заготовке кормов
растительного происхождения (сена, сенажа, силоса и др.).
Разберитесь в механизмах процессов силосования, сенажирования и в ка-
ких случаях необходимо добавление заквасок и химических консервантов. Не-
обходимо знать, почему в условиях аэрации происходит самовозгорание сена,
соломы, зерна.
Ознакомьтесь с химическими и микробиологическими показателями каче-
ства кормов.
Качество кормов во многом определяется составом эпифитной микрофло-
ры, которая зависит от вида растений, агроклиматических и других условий.
Растения могут быть поражены фитопатогенной микрофлорой и служить ис-
точником тяжелых отравлений. С кормами растительного происхождения воз-
можно и попадание возбудителя ботулизма и его токсинов. При каких условиях
это возможно?
Необходимо особое внимание уделить вопросам синтеза микробного бел-
ка, аминокислот, витаминов, ферментов, антибиотиков.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
111. Микробиологические процессы, происходящие при изготовлении сена
(обыкновенного, бурого).
112. Сенажирование кормов. Микробиологические процессы при созрева-
нии сенажа.
113. Силосование кормов. Микробиологические процессы, происходящие
при силосовании и способы их регулирования.
114. Микробиологические показатели качества кормов.
115. Дрожжевание кормов. Размножение дрожжей, контроль за их ростом.
116. Микробиологические процессы в рубце жвачных при скармливании
им мочевины.
117. Получение и использование продуктов микробного синтеза в питании
животных (микробного белка, аминокислот, витаминов, ферментов).
118. Эпифитная микрофлора растений. Количественный и качественный
состав (гнилостная, молочнокислая, маслянокислая, грибная).
119. Исследование микрофлоры кормов (отбор проб, микроскопия, микро-
биологическое исследование).
120.Силосование кормов. Силосируемые, несилосируемые культуры. При-
менение заквасок и химических консервантов для получения качественного си-
лоса.
2.3 Микробиология молока и молочных продуктов
Молоко – благоприятная среда для развития микроорганизмов.
Изучите качественный состав нормальной микрофлоры молока; источники
загрязнения молока микроорганизмами, способы предотвращения обсеменения
продукта; фазы развития микроорганизмов в молоке (бактерицидная, смешан-
ной микрофлоры, молочнокислых бактерий, грибов).
Ознакомьтесь с пороками молока микробного происхождения: их возбуди-
телями, изменениями продукта и мерами предотвращения и устранения этих
пороков.
При санитарно-микробиологической оценке молока определяют общее ко-
личество микроорганизмов, бродильный титр, а при показаниях – наличие пато-
генных микроорганизмов. Во всех молочных продуктах не допускается наличие
патогенных микроорганизмов. Через молоко возможно заражение бруцеллезом,
туберкулезом, сальмонеллезом и некоторыми другими инфекционными заболе-
ваниями. Поэтому необходимо обратить внимание на сроки сохранения этих
возбудителей в молоке и молочных продуктах, способы их обеззараживания.
Изучите способы консервирования молока (охлаждение, замораживание,
пастеризация, стерилизация, высушивание, засахаривание) и режимы обеззара-
живания молока от микрофлоры.
Качественный состав молока можно изменять определенным составом
микроорганизмов, вносимых в продукт. Выясните изменения микрофлоры при
изготовлении кефира, кумыса, масла, сметаны, творога, сыров, а также показа-
тели, по которым осуществляется микробиологический контроль производства
кисломолочных продуктов.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
121. Источники микробного загрязнения молока. Фазы развития микроор-
ганизмов в молоке.
122. Пороки молока микробного происхождения. Меры их предупрежде-
ния и устранения.
123. Роль пропионовокислых бактерий в сыроделии.
124. Характеристика и классификация заквасок молочных продуктов.
125. Микрофлора кефира и йогурта. Пороки микробного происхождения.
126. Микрофлора сметаны и творога. Пороки микробного происхождения.
127. Санитарно-микробиологическая характеристика молока и молочных
продуктов.
128. Методы обеззараживания молока и молочных продуктов от микроор-
ганизмов.
129. Патогенные микроорганизмы, передаваемые через молоко и молочные
продукты. Методы обезвреживания.
130. Методы консервирования молока и молочных продуктов.
2.4 Микробиология мяса
Мясо является благоприятной средой для развития микроорганизмов. Со-
блюдение ветеринарно-санитарных правил убоя животных, знание биохимиче-
ских процессов в мясе в период его созревания необходимы для сохранения
этого продукта.
Ознакомьтесь с источниками загрязнения мяса микроорганизмами и фак-
торами, способствующими развитию микробов в продукте.
Выделите пороки мяса (гниение, кислотное брожение, ослизнение, пигмен-
тация, свечение) и дайте характеристику их возбудителям.
Мясо и мясные продукты могут служить источником инфекций и токсико-
инфекций. Необходимо знать этих возбудителей, а также способы их выявления
и уничтожения.
Выясните, как развиваются микробиологические процессы при различных
видах консервирования мяса и мясопродуктов (охлаждение, замораживание,
посол, высушивание, копчение и др.).
2.5 Микрофлора яиц
Свежие яйца от здоровой птицы свободны от микроорганизмов. Чем это
обусловлено?
Изучите пути проникновения микроорганизмов в яйцо, изменения, кото-
рые они вызывают, способы предохранения обсеменения яиц от микроорганиз-
мов. При продолжительном или неправильном хранении яиц возможна их пор-
ча. Выясните, какие микроорганизмы вызывают порчу яиц и яйцепродуктов.
Как влияют условия хранения на развитие микроорганизмов в яйце и яичных
продуктах?
Яйцо может служить источником инфекционных заболеваний и токсико-
инфекций (туберкулеза, сальмонеллеза и др.). Изучите методику санитарно-
микробиологического исследования яиц, яичного порошка и меланжа.
Изучите способы хранения свежих яиц, их консервирование.
2.6 Микробиология кожевенно-мехового сырья
От обработки и консервирования шкур зависит их сохранность, качество
кожевенных и меховых изделий.
Изучите микрофлору парных шкур, источники ее обсеменения микроорга-
низмами, изменения, вызванные воздействием микробов, а также способы со-
хранения кожевенно-мехового сырья. Ознакомьтесь с методами консервирова-
ния шкур, кож, шерсти, а также с видами микробиологической порчи.
Кожевенно-меховое сырье может служить источником возбудителей неко-
торых инфекционных заболеваний человека и животных (сибирская язва, стри-
гущий лишай и др.), поэтому необходимо уяснить значение ветеринарно-
санитарного контроля в кожевенной промышленности, а также перечень зараз-
ных болезней, при которых снятие шкур с павших животных запрещается.
2.7 Микробиологические процессы в навозе
Навоз – ценное органическое удобрение. При производстве продуктов жи-
вотноводства возможно получение бесподстилочного (полужидкого, жидкого) и
подстилочного навоза. Организация хранения этого продукта, способы его
обезвреживания являются важной задачей специалистов сельского хозяйства.
Необходимо знать качественный и количественный состав микроорганиз-
мов навоза, динамику превращений биогенных элементов при различных спо-
собах переработки и хранения навоза; способы обезвреживания навоза, роль
термогенных микробов при биотермическом способе обеззараживания.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
131. Пороки мяса микробного происхождения. Способы консервирования
мяса.
132. Значение предубойного содержания животных в получении качест-
венной продукции. Источники и пути снижения микробной обсемененности
мяса.
133. Микрофлора яйца, факторы резистентности. Эндогенное, экзогенное
обсеменение яиц.
134. Пороки яиц микробного происхождения. Способы предотвращения
порчи яиц.
135. Микроорганизмы, вызывающие порчу и основные изменения коже-
венно-мехового сырья. Способы консервирования шкур.
136. Кожевенно-меховое сырье как фактор передачи возбудителей инфек-
ционных заболеваний.
137. Яйца – фактор передачи возбудителей инфекций и токсикоинфекций.
138. Микробиологические процессы в навозе при разной технологии полу-
чения. Способы хранения и обеззараживания.
139. Методы микробиологического исследования мяса.
140. Мясо и мясные продукты как источник инфекционных заболеваний и
токсикоинфекций человека и животных.
РАЗДЕЛ III ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ