Методы типа «Дельфи».

План

Логико-интуитивные методы исследования СУ

Лекция 8

 


1. Классификация методов исследования

2. Состав методов исследования

 

Логико-интуитивные методы основаны на использовании при исследовании СУ способов логического и интуитивного характера.

Логические методы исследования представляют собой приемы, относящиеся к логике и соответствующие ее законам и принципам.

«Логика — необходимый инструмент, освобождаю­щий от лишних, ненужных запоминании, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно чело­веку. Она нужна любому специалисту, будь он матема­тик, медик, биолог, экономист, управленец, юрист...» — писал известный академик Анохин.

Логика – наука о человеческом мышлении и законах, которым оно подчиняется.

Что значит мыслить логично? Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допус­кать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры­вать логические ошибки.

 

Основными логическими приемами в исследовании выступают понятия, суждения, умозаключения и т.д..

 

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках, то есть в чем предметы сходны друг с другом (положительный при­знак) или чем они друг от друга отличаются (отрицательный признак).

 

Признаки, кроме положительных и отрицательных, подразделяются еще на несколько видов.

1. Существенные и несущественные признаки. Су­щественными называются признаки, выражающие основное содержание, качество вещей. Лишившись существенного признака, предмет перестает быть самим собой, становится другим предметом. Несущественные признаки являются второстепен­ными, без которых вещь может обой­тись.

2. Признаки-свойства. Они ха­рактеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам независимо от других предметов.

3. Отличительные и неотличительные признаки. Признаки, которые у сравниваемых предметов раз­личные, носят название отличительных признаков, а общие — неотличительных.

Суждение — это форма мышления, в которой ут­верждаются или отрицаются связи между предметом и его признаком; отношения между предметами; факт существо­вания предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной.

 

Суждения делятся на простые и сложные. Про­стые выражают связь двух понятий. Сложные состоят из нескольких простых, которые соединяются между собой логической связкой.

Умозаключение — это форма мышления посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

Рассматривая состав умозаключения, можно выде­лить посылки (несколько суждений, содержащие ис­ходное знание), заключение (новое суждение, получен­ное логическим путем из посылок), вывод (логический переход от посылок к заключению).

Истинность заключения достигается при соблю­дении правил вывода, к которым относятся следую­щие.

■ Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае (правило дедукции).

■ Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то оно справедливо во всех слу­чаях (правило индукции).

 

Доказательство, как категория исследовательской деятельности предполагает приведение соответствующих аргументов, факторов, подтверждающих истинность какого-либо суждения.

Аргумент понимается как довод или основание доказательства. Это исходное теоретическое и (или) фактическое положение которым обосновывают тезис.

Тезис - это суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. Логический переход от аргумента к тезису осуществляется в процессе умозаключения.

Законы логичности.

1. Закон тождества. Предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным.

2. Закон противоречия. Не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает о предмете, а другое отрицает в то же самое время.

3. Закон достаточного основания. Для того, чтобы признать суждение истинным, нужно обосновать свою точку зрения, доказать истинность выдвигаемых положений.

Интуицияисследователя или менеджера представляет собой способность неосознанного предопределения ситуаций или принятия решения, без логического обоснования и доказательства.

Интуитивный подход всегда используется исследователями на начальных этапах изучения объектов, когда разрабатываются гипотезы.

Интуиция больше должна использоваться при проведении творческих исследовательских работ: чем меньше информации, тем больше потребность в использовании и интуиции исследователя.

К одному из интуитивных методов ИСУ можно отнести метод полемики. Она представляет собой аргументированное обсуждение группой исследователей актуальных проблем. При этом необходимо соблюдать ряд правил:

· определенность терминов и понятий, используемых в аргументации;

· доброжелательность, уважение к мнению других участников;

· четкость изложения своей точки зрения.

 

Дадим краткий обзор экспертных методов. Перечисленные термины характеризуют тот или иной подход к обобщению мнений опытных специалистов-экспертов (термин «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный»). Иногда все эти методы называют «экспертными».

Методы экспертных оценок. Изучению возможностей и особенностей применения экспертных оценок посвящено много работ. В них рассматриваются формы экспертного опроса (разные виды анкетирования, интервью), подходы к оцениванию (ранжирование, нормирование, различные виды упорядочения и т.д.), методы обработки результатов опроса, требования к экспертам и формированию экспертных групп.

Возможность использования экспертных оценок базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, получаемых от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным.

В составе комиссии организуют две группы: рабочую и экспертную.

Рабочую группу возглавляет руководитель (организатор). В его подчинении находятся технические работники, которые осуществляют подготовку материалов для экспертов.

Экспертную группу возглавляют эксперты - специалисты по решаемым проблемам.

Формирование экспертной группы предваряют следующие мероприятия:

· Формулируется проблема;

· Определяется цель и область деятельности группы;

· Уточняется список экспертов.

Очень важным является определение формы сбора мнений экспертов. Среди известных форм можно отметить индивидуальные, коллективные (групповые) и смешанные.

Каждая из форм имеет ряд разновидностей:

· интервьюирование,

· анкетирование;

· дискуссия

· совещание

· деловая игра.

Проведение экспертных работ должно соответствовать определенным правилам:

· Однократность проведения экспертизы;

· Использование обратной связи с экспертами;

· Регулярное привлечение к работе экспертов;

· Применение системного подхода при проведении экспертных работ.

Методы экспертных оценок можно разделить на две группы: методы коллективной работы экспертной группы и методы получе­ния индивидуального мнения членов экспертной группы (рис.1).


Рис.1. Методы экспертных оценок

 

I. Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе. Методы коллективной работы включают методы "мозговой атаки", сценариев, деловых игр, совещаний.

Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ).

Данный метод представляет собой способ организации исследования по оперативному демократическому поиску рациональных решений определенных проблем.

Группа может выдвинуть за короткое время множество идей и решений. Так шесть специалистов выдвигают за полчаса около 100-150 разноплановых идей.

В общем случае «мозговая» атака может осуществляться в несколько этапов:

1. Постановочный (назначение руководителя-организатора, определение проблемы; установлений целей; индивидуальная выработка идей).

2. Аналитический (групповой анализ идей; обобщенная обработка и отбор идей).

3. Заключительный (подведение итогов работы группы; принятие решения).

Обычно при проведении мозговой атаки стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика.

Идея метода дерева целей впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности.

Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня, — функциями.

При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто вводят термин «дерево решений». При применении «дерева» для выявления и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и функций».

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.

При применении метода дерева целей необходимо учитывать следующие требования:

— конкретность формулировок целей;

— сопоставимость целей каждого уровня по мас­штабу и значению;

— измеримость: формулировка цели должна обес­печить возможность количественной оценки степени ее достижения;

 

Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, являются деловые игры.

Деловые игры — метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, принятия решений.

Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно приступать к формированию схемы игры и основных ее правил.

Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:

1. Общая характеристика

2. Описание ситуации

3. Цель игры

4. Задача участников игры

5. Формальная модель

6. Анализ формальной модели

7. Руководство для участников игры

8. Результаты проведения игры

Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых игр состоит из трех этапов.

· I этап — сбор информации, т.е. сообщение элементами в вышестоящий орган (центр) запрашиваемой информации;

· II этап — обработка полученной информации и выработка соответствующих решений;

· III этап — реализация полученных решений, подсчет значений целевых функций.

Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.

По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.

Метод сценариев представляет собой совокупность правил по изложению в письменном виде предложений специалистов по решае­мой проблеме. Сценарий представляет собой документ, содержащий анализ проблемы и предложения по ее реализации. Предложения вначале пишут эксперты индивидуально, а затем они согласуются и излагаются в форме единого документа.

Основным преимуществом сценария является комплексный ох­ват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме. К не­достаткам можно отнести возможные неоднозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованность отдельных решений.

II. Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном сборе информации от экспер­тов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей об­работкой полученных данных. К этим методам можно отнести мето­ды анкетного опроса, интервью и методы Дельфи.

Основные преимущества метода индивидуального экспертного оценивания состоят в их оперативности, возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствие давления авторитетов и в низких затратах на экспертизу.

Главным их недостатком является высокая степень субъективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта.

Метод анкетного опроса предполагает разработку специаль­ных анкет, содержащих перечень вопросов по решаемой задаче. Анкеты размножаются по количеству экспертов и направляются по соответствующим адресам. В процессе заполнения анкет необходи­мо выполнить следующие требования: обеспечить взаимную незави­симость суждений экспертов; при необходимости проверить одноз­начное понимание экспертами вопросов анкеты; не допускать за­полнение одной анкеты несколькими экспертами; анкету заполнять и отправлять в заданные сроки.

Анкеты собирает руководитель экспертизы; обрабатываются они с использованием статистических методов обработки эксперт­ной информации.

Основными достоинствами метода анкетного опроса являются возможность сбора большого объема информации за достаточно ко­роткий срок и независимость суждений экспертов. К недостаткам следует отнести сложность разработки эффективной анкеты, со­держащей обоснованный перечень вопросов.

Метод интервью предполагает беседу руководителя эксперти­зы с экспертом, в ходе которой перед ним по заранее разрабо­танной программе ставятся сформулированные вопросы. Особен­ностью метода интервью является то, что руководитель и эксперт находятся в непосредственном контакте.

Условно выделяют три формы интервью:

· свободная беседа, когда дополнительные вопросы формируются в ходе интервью;

· бе­седа по типу "вопрос - ответ", когда определен ограниченный круг вопросов и на них необходимо дать чёткий ответ;

· перекрестный опрос, когда эксперта спрашивают несколько исследователей.

Достоинством метода интервью является возможность получить сведения, малодоступные анкетному опросу. Однако на результаты опроса может оказать влияние личность руководителя, способность эксперта к контакту, быстрота его мышления и другие факторы.

Дельфи", "дельфийский метод", "метод дельфийского оракула" происходят от названия местечка Дельфи, где жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона (Древняя Греция). Слово главного оракула принималось за истину в последней инстанции.

Метод дельфи - это технология, которая применяется для прогнозирования и экспертизы. Метод был разработан в 1953 году Гордоном и Хелмером в RAND Corp. Суть метода состоит в структурировании процесса групповой коммуникации, направленном на создание условий эффективной работы группы над комплексной проблемой.