Выбор методов исследования
План
1. Классификация методов исследования
2. Состав методов исследования
3. Методы исследования
Классификация методов исследования
При проведении исследований СУ используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего понимания возможностей всех методов их целесообразно классифицировать.
В общем плане классификацияпонимается как разделение исследуемого объекта по определенным правилам на соответствующие классы — группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направления использования.
Различают два подхода к классификации каких-либо объектов.
1. Деление общего, что предполагает разложение достаточно сложного объекта по определенному общему признаку — основанию — на группы, различающиеся по принадлежности. Например, при классификации связей СУ с объектом управления по направленности воздействия все их разнообразие можно разложить на прямые и обратные.
2. Разделение целого, что означает выделение по определенному признаку из целого. Так, жизненный цикл продукции можно классифицировать на стадию исследование и проектирование, изготовление, обращение и реализация, эксплуатация, утилизация.
В основе любых методов исследования СУ лежат определенные принципы, но их всегда можно классифицировать но разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.
1. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).
2. Охват явлений — общие и частные.
3. Точность результатов использования — достоверные и вероятностные.
4. Содержание — статистические, экономические, технические, технико-экономические, экспертные, социологические, интуитивные, логические и др.
5.Направления использования — способы обследования (см. табл 1 ).
Таблица 1
Классификация методов ИСУ по направлениям их использования
Методы обследования (сбора данных) | Методы обработки и анализа информации | Методы формирования решений | Методы обоснования решений | Методы внедрения (реализации) решений |
Самообследование Интервьюирование Беседа Анкетирование. Изучение документов Активное наблюдение в течение рабочего дня Другие | Системный анализ Экономический анализ Структуризации целей Экспертно-аналитический Матричный Динамический другие | Системный подход Творческих совещаний Контрольных вопросов Другие | Сравнений Нормативный Функционально-стоимостный анализ Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта Расчет оценки экономической эффективности Другие | Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления Привлечение общественных организаций Функционально-стоимостный анализ Другие |
Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах.
В этом случае можно выделить следующие группы методов: теоретические; логико-интуитивные, эмпирические; комплексно-комбинированные
Таблица 2
Классификация методов ИСУ по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах
Теоретические | Логико-интуитивные | Эмпирические | Комплексно-комбинированные |
аналитические методы: (математические, теория вероятностей, теория игр, теории множеств); статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы: (теории графов, диаграмм, гистограмм графиков) Моделирование Другие | «Мозговой» штурм (прямая «мозговая» атака деловая игра, конференция идей, творческие совещания) - Дельфи -Классификация и типология -Научное обсуждение («дерево» целей и т.п.) Другие | Наблюдение (фотография рабочего дня, самообследование) - Сравнение - Измерение - Эксперимент -Мысленный эксперимент Другие | Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Аналитико-расчетный Системный анализ Экономический анализ Другие |
В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования.
Независимо от классификации методов исследования СУ, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:
• наблюдение,
• анкетирование;
• изучение документации и информационных материалов;
• графический;
• интервьюирование,
• беседа;
• «мозговой» штурм,
• самообследование;
• ССВУ-метод;
• структуризация целей;
• творческие совещания
Каждая из приведенных выше классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой.
Результативность исследований СУ во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:
· цели исследовательских работ;
· требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;
· ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;
· имеющиеся данные о СУ и внешней среде;
· достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.
В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом.
Вопросы:
1. Классификация методов исследования
2. Состав методов исследования
3. Методы исследования
Литература:
1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2004. – 288 с.
2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2005. – 416 с.
3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.