Методология воздействия PR на потребителя
Итак, выделим четыре важнейших метода воздействия коммерческих PR на человека:
Первичное информирование потенциального потребителя о вашем предложении (метод "Информирование"). Это любые проявления прямой коммерческой рекламы и иных способов информирования потребителя. Назовем данный метод способом неопосредованного воздействия на общественное мнение. Как правило, он активно комбинируется с методами 2—4, что повышает общую эффективность кампании.
Поиск точек соприкосновения ваших интересов с существующими интересами потенциального потребителя (метод "Патронирование"). Здесь один из самых популярных мотивов диалога с потребителем — проявление заботы, понимания, сочувствия, участия. Скажем, если вы страдаете от головной или зубной боли, то мы предложим вам доступное и безопасное средство от нее: "Доверьтесь нам, мы знаем о ваших проблемах, как о своих".
Формирование у потенциального потребителя новых, общих с вашими интересов (метод "Мотивация"). Этот метод очень близок методу 2. Разница лишь в чуть большей "агрессивности" обращений. "Делай, как я!" или "Будь первым!", "Будь прогрессивным!", "Улучшай свою жизнь!" и, наконец, "Все уже купили, а ты нет!" — некоторые из возможных мотивов, эксплуатируемых этим методом.
Внушение потенциальному потребителю мысли о приоритетности ваших общих с ним интересов над его остальными (метод "Модерация").
В реальной практике эти методы объединяются в один, перемешиваясь в каждом конкретном случае в уникальных пропорциях, не имеющих точного определения. Этот единый принцип уже был озвучен в гл. 1: "Воспитывайте потребителя!".
Анализ перечисленных методов позволяет сформулировать две основополагающие функции, определяющие роль PR-специалиста в процессе продвижения локальной идеи в общественное сознание, при формировании общественного мнения, "работающего" на идею:
♦ во-первых, необходимо уметь выделить из всей потребительской аудитории нужную заказчику аудиторию;
♦ во-вторых, необходимо предвидеть и уметь повлиять на решение этой аудитории в нужную авторам идеи сторону.