Управление работой крана (load control)

 

а) скорость поворота (slewing velocity)

Поворотные грузовые краны имеют длинный грузовой шкентель (cargo runner, hoisting wire), к которому крепится груз, особенно в положении, когда стрела находится близко к вертикали. Если кран поворачивает, начальная скорость перемещения груза будет меньше, чем скорость поворота стрелы. Затем перемещения груза увеличивается. Когда стрела достигает своего финального положения и останавливается, груз еще продолжает движение по инерции. Умение крановщика позволяет ему положить груз в нужное место.

Объективным для поворотного крана есть то, что горизонтальная инерция груза делает трудной аккуратную укладку груза. Поэтому высокие скорости погрузки и выгрузки не могут быть получены. У многих кранов с большим вылетом стрелы угловая скорость во время поворота автоматически уменьшается в соответствии со следующим:

− силы ускорения и замедления увеличиваются с площадью вылета стрелы;

− центробежные силы, которые дают грузу тенденцию покидать траекторию окружности, увеличивают площадь круга описываемого стрелой;

− крановщики могут управлять грузом до максимальной угловой скорости 2.5 – 3 м/с.

 

в) грузоподъемность (lifting capacity)

Максимальное значение тяги барабана лебедки, в среднем, 10-25 тонн. Если стрела опущена и радиус действия крана увеличился, груз, свешивающийся с конца стрелы, увеличивает момент крана (tipping moment). По этой причине максимальный груз всех кранов зависит от радиуса перемещения груза (обратно пропорционально).

В некоторых кранах максимальная сила тяги лебедки автоматически уменьшается, когда вылет стрелы увеличивается. Это предотвращает подъем груза, когда вылет стрелы очень большой (защита груз/инерция) (load / momentum limit)