ДЕФЕКТАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ МАШИН

 

РОЛЬ ДЕФЕКТАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА РЕМОНТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ

Дефектация определяет техническое состояние дета­лей и возможность их дальнейшего использования при ремонте.

В процессе дефектации производится сортировка де­талей на три группы: годные, негодные и требующие ре­монта.

- Годные к дальнейшей эксплуатации детали направ­ляют в комплектовочные кладовые или склады, а оттуда на сборку.

- Негодные детали сдаются в металлолом.

- Де­тали, требующие ремонта, после определения последо­вательности восстановления передаются в соответству­ющие участки или цеха.

Детали при дефектации помечают краской (на прове­ряемых поверхностях). Негодные изделия помечают крас­ной краской, годные — зеленой, требующие ремонта — желтой.

Результаты дефектации фиксируются в дефектовочных ведомостях, где указывается количество годных, требую­щих ремонта и негодных деталей и узлов.

Дефектация производится в соответствии с требова­ниями технических условий на капитальный или текущий и средний ремонт. Эти требования излагаются в картах дефектации.

Методы дефектации зависят от конструкции, назначе­ния, технического состояния и характерных повреждений детали, узла или агрегата

Дефекты в деталях изделий разделены на три группы по причи­нам, их вызывающим:

— дефекты, связанные с аварийными повреждениями;

— дефекты, связанные с длительной эксплуатацией;

— дефекты, связанные с хранением.

 

Явные повреждения, а также поломки и т. д. обнару­живаются легко. Сравнительно просто оценить степень износа рабочих поверхностей путем обмера деталей из­мерительным инструментом (микрометр, штангенцир­куль, индикатор и т. д.).

Значительно сложнее определить степень взаимно­го смещения поверхностей, возникающего как при дли­тельной эксплуатации, так и при других повреждениях машины.

Особую сложность при ремонте представляет обнару­жение микротрещин.

 

 

Последовательность дефектации:

1. вначале под­вергается внешнему осмотру с целью обнаружения явных дефектов (коррозия, трещины, вмятины и т. д.), а также дефектов с признаками явного брака (поломки, сколы, пробоины и т. п.).

2. Затем деталь проверяют на специаль­ных приспособлениях и приборах для выявления микро­трещин, определения степени смещения поверхностей относительно друг друга, измерения твердости, упругос­ти и т. д.

3. Затем производится обмер рабочих поверхнос­тей деталей.

 

Такая последовательность дефектации позволяет из­бежать лишних работ в тех случаях, когда деталь имеет признаки явных дефектов или брака.