ДЕФЕКТАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ МАШИН
РОЛЬ ДЕФЕКТАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА РЕМОНТА И КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ
Дефектация определяет техническое состояние деталей и возможность их дальнейшего использования при ремонте.
В процессе дефектации производится сортировка деталей на три группы: годные, негодные и требующие ремонта.
- Годные к дальнейшей эксплуатации детали направляют в комплектовочные кладовые или склады, а оттуда на сборку.
- Негодные детали сдаются в металлолом.
- Детали, требующие ремонта, после определения последовательности восстановления передаются в соответствующие участки или цеха.
Детали при дефектации помечают краской (на проверяемых поверхностях). Негодные изделия помечают красной краской, годные — зеленой, требующие ремонта — желтой.
Результаты дефектации фиксируются в дефектовочных ведомостях, где указывается количество годных, требующих ремонта и негодных деталей и узлов.
Дефектация производится в соответствии с требованиями технических условий на капитальный или текущий и средний ремонт. Эти требования излагаются в картах дефектации.
Методы дефектации зависят от конструкции, назначения, технического состояния и характерных повреждений детали, узла или агрегата
Дефекты в деталях изделий разделены на три группы по причинам, их вызывающим:
— дефекты, связанные с аварийными повреждениями;
— дефекты, связанные с длительной эксплуатацией;
— дефекты, связанные с хранением.
Явные повреждения, а также поломки и т. д. обнаруживаются легко. Сравнительно просто оценить степень износа рабочих поверхностей путем обмера деталей измерительным инструментом (микрометр, штангенциркуль, индикатор и т. д.).
Значительно сложнее определить степень взаимного смещения поверхностей, возникающего как при длительной эксплуатации, так и при других повреждениях машины.
Особую сложность при ремонте представляет обнаружение микротрещин.
Последовательность дефектации:
1. вначале подвергается внешнему осмотру с целью обнаружения явных дефектов (коррозия, трещины, вмятины и т. д.), а также дефектов с признаками явного брака (поломки, сколы, пробоины и т. п.).
2. Затем деталь проверяют на специальных приспособлениях и приборах для выявления микротрещин, определения степени смещения поверхностей относительно друг друга, измерения твердости, упругости и т. д.
3. Затем производится обмер рабочих поверхностей деталей.
Такая последовательность дефектации позволяет избежать лишних работ в тех случаях, когда деталь имеет признаки явных дефектов или брака.