Я рубежная аттестация (9-я неделя обучения по предмету).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
1. Определите, о каком государстве идет речь:
Создано в середине VII века тюркоязычными кочевыми племенами в степях Нижней Волги и Дагестана. Его географическое положение позволяло контролировать торговые пути с Востока и из Византии к славянам, балтам и финнам. Военные отряды совершали набеги на русские земли. Исчезло с политической карты мира в результате военных походов Святослава и его дружины.
1) Волжская Булгария; 4) Скифское ханство;
2) Тмутараканское княжество; 5) Тюркский каганат.
3) Хазарский каганат;
2. Выделите неверное утверждение.
1) Киев возник на землях полян.
2) Ильменьские словене группировались вокруг городов Новгород и Ладога.
3) Восточнославянское племя древляне имело значение «лесные люди».
4) Племенной союз, получивший название «северяне», жил на севере вокруг озера Ильмень.
5) Полочане селились по реки Полоти.
3. Прочтите фрагмент исторического источника: «Путь шел от Балтийского моря через реку Неву в озеро Ладожское, а оттуда вверх по реке Ловати до её верховьев в Волковском лесу. Здесь суда перетаскивались по сухому пути волоком в верховья Днепра и спускались по нему в Черное море».
Определите, о каком торговом пути идет речь. Назовите товары, которые вывозили за рубеж русские купцы.
4. Впервые вопрос о происхождении государства у русских был поставлен;
1) древнегреческим историком Геродотом;
2) летописцем Нестором;
3) немецкими учеными, работавшими в России – Миллером и Байером;
4) М.В. Ломоносовым; 5) в «Русской Правде».
5. Какой из перечисленных храмов является наиболее ранним из каменных храмов Киевской Руси?
1) Собор Святой Софии в Новгороде;
2) Храм Покрова на Нерли;
3) Собор Святой Софии в Киеве;
4) Спасо-Преображенский собор в Чернигове;
5) Церковь Успения Богородицы в Киеве (Десятинная).
6. Рабы у восточных славян…
1) служили в княжеской дружине;
2) образовывали класс рабов в обществе;
3) не использовались в домашнем хозяйстве;
4) принадлежали в основном закупам и рядовичам;
5) считались младшими членами патриархальной семьи.
7. Холопы в X-XI веках…
1) работали на барщине; 4) были дружинниками князя;
2) занимались отхожими промыслами; 5) платили денежный оброк.
3) были рабами, чей труд использовался в домашнем хозяйстве;
8. Назовите хронологические рамки периода удельной раздробленность на Руси?
1) конец X в.- XII в. 3) конец XI в. – середина XIII в.;
2) начало XIII в. – 40-е годы XVI в.; 4) 30-е годы XII в. – конец XV в.
9. Вотчина – это…
1) землевладение крестьян в период работы на феодала;
2) земля, предоставляемая за службу князю;
3) землевладение бояр и князей передаваемое по наследству;
4) свободные от налогов земли.
10. Князь в Новгородской республике XII-XIVвв….
1) хранил новгородскую казну; 4) командовал дружиной на поле боя;
2) обладал всей полнотой власти; 5) передавал свою власть по наследству.
3) вершил суд по торговым делам;
11. Князь Андрей Боголюбский правил в…
1) Тверском княжестве; 4) Турово-Пинском княжестве;
2) Рязанском княжестве; 5) Владимиро-Суздальском княжестве.
3) Московском княжестве;
12. Отметьте галицко-волынских князей:
1) Олег, Игорь, Святослав; 3) Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо;
2) Борис, Глеб, Изъяслав; 4) Ярослав Осмомысл, Роман, Даниил.
13.Ханская грамота, дававшая русским князьям право управления княжеством, в период зависимости Руси от Золотой Орды называлась. Ответ:
14. Прочитайте фрагмент из сочинения Н.И.Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»:
«Часов в одиннадцать утра новгородцы внезапно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятелей и начали их рубить топорами и мечами, прежде чем те успевали брать оружие. Немало было молодцов, которые отличились здесь своею богатырскою удалью: между ними новгородец Савва бросился на шатер Биргера, что красовался посреди лагеря своим золотым верхом. Савва подсек столб у шатра... Сам Александр нагнал Биргера и хватил его острым копьем по лицу»…
О какой битве говорится в приведенном фрагменте? Ответ:
15. Правильное утверждение - …
1) Надежным союзником Мамая стал Тимур;
2) В битве на р. Калке русские войска сражались с печенегами.
3) Монголо-татарское иго над Русью утвердилось при Чингисхане.
4) Государство Золотая Орда возникло в низовьях Днестра и Южного Буга.
5) Рассчитывая на союз с татарскими ханами, князь Александр Невский неоднократно ездил в Сарай.
16. «Великое стояние» на р. Угре завершилось…
1) разорением Рязани; 4) битвой, в которой победил хан Ахмат;
2) отступлением ордынских войск; 5) битвой, в которой победил Иван III;
3) присоединением Тверского княжества к Москве;
17. Что из нижеприведенного относится к периоду правления Ивана IV?
1) принятие Новоторгового устава, регламентирующего внешнюю торговлю;
2) отмена местничества;
3) унификация богослужения и обрядов, установление единообразия в иконописи;
4) проведение первого рекрутского набора;
5) основание Славяно-греко-латинской Академии.
18. Одним из итогов реформ Избранной рады (середина XVI в.) было:
1) укрепление центральной власти в России;
2) утверждение в России патриаршества;
3) утверждение в России абсолютной монархии;
4) установление единого срока перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому.
19. Главная задача Ливонской войны:
1) окончательное преодоление боярского самовластия;
2) уничтожение католического Ливонского ордена;
3) ослабление Речи Посполитой;
4) выход России к Балтийскому морю;
5) не допустить проникновения Швеции в Прибалтику
20. Система содержания должностных лиц за счет населения называлась ______________ . Эта система была ликвидирована Земской реформой царя ___________.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
1. В каких природно-климатических условиях проживали славяне? Как эти условия влияли на их бытовой уклад, образ жизни и занятия?
2. Какие существуют точки зрения на возникновение Древнерусского государства? Какую точку зрения Вы считаете более аргументированной?
3. Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племен были произнесены слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его…» Что было потом?
4. Объясните термины и понятия: капище, пантеон, мощи, вено, рабичич, миссионер, мужи, дружина, ассимиляция, правда, смерд, холоп, изгой, закуп, вира, десятина, купа, гридин, мечник, ябедник, домен, отчина (вотчина), огнищанин, боярин, тысяцкий, тысяча, самовластец, ряд, сословие, класс, государство.
5. Перечислите основные категории населения Древней Руси в IX-XI вв. и охарактеризуйте их положение.
6. Этнолог и историк Лев Николаевич Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая Степь» утверждает, что «культура Древней Руси была блестящей, но рыхлой». Согласны ли вы с таким утверждением? Ответьте на этот сложный вопрос вам, может быть, поможет следующий тезис: культура Византии была блестящей, но не рыхлой. Подумайте, что здесь понимается под «рыхлостью».
7. О каком историческом деятеле идет речь: «Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами.
8. Кому принадлежит этот автограф: ANA REHINA?
9. Какую роль в развитии и распространении культуры сыграли великие князья Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах?
10. Каким был порядок наследования власти на Руси?
11. Каковы были взаимоотношения Руси со странами Западной Европы и степными кочевниками?
12. Кто, когда и при каких обстоятельствах произнес эти слова: «Пошто губит Русскую землю, сами на себя делаем котору (то есть раздор), а половцы землю нашу несут розно и радуются, когда между нами встает рать. Будем едины сердцем и соблюдем Русскую землю!».
13. Определите характерные черты раннефеодального Киевского государства, структуру и функции власти. Составьте схему структуры власти и управления.
14. В чем заключались главные причины распада Древней Руси и перехода к раздробленности?
15. Как развивалась княжеская власть в разных землях? Сопоставьте порядки Владимиро-суздальского княжества и Великого Новгорода.
16. Какие исторические события легли в основу выдающегося произведения Древней Руси «Слово о полку Игореве»? К чему призыва автор «Слова»?
17. Первое летописное упоминание о Москве относится ко времени, когда суздальский князь Юрий Долгорукий в собственной вотчинной усадьбе давал обед-пир своему союзнику и другу, северскому князю Святославу Ольговичу («Приди ко мне, брате, в Москв!» …» Буди, брате, ко мне на Москву!»).
Назовите год, в котором произошло это событие.
18. Андрей Боголюбский хотел иметь собственного святого – ростовского епископа Леонтия, но не смог добиться его канонизации. Если в Киеве и Новгороде основным был культ святой Софии, то в своих владениях Андрей вводит культ Божьей матери Владимирской, которая явилась небесной покровительницей Владимиро-суздальского княжества. Став правителем Владимиро-суздальской земли, Андрей отказался от услуг дружинников своего отца, и по некоторым данным, запретил боярам участвовать в его охотах.
Чем объясняются эти действия князя?
19. Назовите имя и прозвище великого князя Владимиро-суздальской земли, о котором автор «Слова о полку Игореве» писал, подчеркивая его могущество, что его воины могли Волгу расплескать веслами, а Дон шлемами вычерпати.
20. Один из авторов конца XII века писал своему князю: «Я, князь, не ездил за море и не учился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разным цветам, наполняет соты медом, так и я из многих кгин выбирал сладость словесную и мудрость».
О чем свидетельствует этот текст?
21. Новгородцы в XIII веке добывали сотни тысяч, даже миллионы шкурок пушных зверей, в том числе и соболя. В XI-XII веках Новгород поставлял в Западную Европу и Средиземноморье сотнями тысяч (!) мед и воск, весьма ценимый в этих регионах. Ради добычи меда спиливали многолетние деревья, мед из дупла, да и воск выскабливали острыми скребками, при этом погибали и рабочие пчелы, и матки. Как эти факты характеризуют особенности новгородской экономики и самих новгородцев?
22. Объясните термины: посадник, тысяцкий, великое княжение, удел, монархия, республика.
23. Назовите ошибки в действиях русских князей на Калке, которые привели к поражению. Можно ли было избежать их? Объясните свои мнение.
24. Охарактеризуйте организацию и вооружение монголо-татарского войска.
25. Почему Русь не смогла отразить монголо-татарское нашествие?
26. Объясните, каковы были последствия монголо-татарского нашествия на Русь.
27. Объясните термины: тумен (тьма), облава, пороки, баскак, численники, улус.
28. В своей книге «Кризис средневековой Руси» английский историк Д. Феннел пишет: «Так называемое татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр (Невский) предал своих братьев». Согласны ли вы с этими выводами? Почему Александр Невский проводил политику подчинения Орде?
29. Установление политического господства монголов над княжествами Восточной Европы привело к укреплению личной власти князей. Назовите имя и прозвище московского князя, который активно сотрудничал с ханами Золотой Орды и добился в Орде признания себя великим князем «надо всею Русскою землею».
30. Когда дробление Руси достигло высшей точки? Какую политику проводили первые московские князья?
31. Объясните, что привело к объединению русских земель.
32. Каковы были причины победы Москвы над Тверью? Сопоставьте географические факторы, определившие роль этих двух княжеств в объединении русских земель.
33. Сражение на Куликовом поле (Куликовская битва) русских полков и монгольских войск, завершившееся разгромом монголов, являет собой начало освобождения русского и других народов от монгольского ига. Назовите военачальников с обеих сторон, участвовавших в Куликовской битве. Назовите год, в котором произошла Куликовская битва.
34. Почему знаменитый историк С.М. Соловьев считал, что Куликовская битва – победа на грани тяжелого поражения? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой ответ объясните.
35. Почему Русь оставалась под властью Орды в течение ста лет после победы над татарами в 1380 г.?
36. Какие социальные слои находились в более привилегированном положении в русском обществе в XIV-XV вв.
37. Назовите основные территории, вошедшие в состав России в XV-XVI вв.
38. Объясните термины: удел, выход, великое княжество, отъезд, ярлык, уния, улус.
39. Каковы были последствия завоевания Новгорода Москвой? (1478 г.). Сопоставьте политический строй Новгородской земли и Московского великого княжества. Какова была судьба новгородского боярства?
40. Согласны ли вы с тем, что лица, близкие к Марфе Борецкой, и она сама были предателями, как считал Иван III? Объясните свою точку зрения. На чьей стороне была правда?
41. Какие перемены произошли в жизни крестьянства в конце XV в.?
42. 57-я статья Судебника 1497 года – важный этап на пути оформление крепостного права. Согласно этой статье крестьянин мог покинуть землю владельца в период с 19 ноября по 3 декабря, «за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего», как говорилось в этой статье. Крестьянин, пожелавший покинуть землевладельца, мог сделать это, только выплатив «пожилое», размер которого был связан с природными факторами и со временем проживания у данного феодала. За четыре и более года следовало уплатить один рубль. Чем меньше жил крестьянин, тем меньшую часть суммы он платил. Много это или мало? За год в среднем крестьянин зарабатывал приблизительно четыре рубля, но из них следовало вычесть то, что шло на выплату налогов государству, покупку необходимого для проведения посевных работ и около четверти этой суммы – феодалу. А теперь попробуйте определить, имели ли русские крестьяне реальную возможность воспользоваться статьей 57 Судебника? Что нового вносил в крестьянскую жизнь этот документ?
43. Почему имперский посол С. Герберштейн, побывавший в начале XVI в. в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника 1497 года?
44. Охарактеризуйте течения церковной мысли иосифлян и нестяжателей.
45. Объясните термины: Русь, Россия, Самодержавие, государь, шапка Мономаха, герб, поместье, дворяне, дети боярские, дьяки, иерархия, Боярская дума, Государев двор, Судебник, холоп, Юрьев день, осифляне, нестяжатели, ересь.
46. Когда в Русском государстве начинает складываться сословно-представительная монархия? Земский собор иногда называют «Московским парламентом» Правомерно ли такое сравнение?
47. Какое значение имело принятие Иваном IV царского титула?
48. «Внук византийской царевны и свойственник сербских деспотов соединил в себе и хорошие и дурные стороны характера предков. Государственный ум и малодушие, трезвый расчет и порывы необузданного гнева, религиозность, доходящая до ханжества, и неприятие церковной действительности, жестокость и сладострастие составляли причудливый сплав характера» этого человека. Назовите имя этого человека, докажите справедливость или ошибочность данной характеристики.
49. Назовите основные реформы Избранной рады.
50. Чем военно-служилое дворянство XVI в. отличалось от старого боярства времен раздробленности?
51. Какие последствия имело присоединение территорий Казанского и Астраханского княжеств?
52.Объясните термины: титул, царь, приказ, кормление, кормленный окуп, поместное ополчение, стрелец, духовная грамота, семибоярщина, регентство, рада, реформа, соха, тирания, опричнина, земщина, аристократия, думные дворяне.
53. Что представляла собой опричнина как особая территория, какие регионы вошли в её состав, каков был принцип её формирования? Определите границы опричнины в Москве? Каково значение опричного террора в истории России?
54. В чем заключался смысл спора между Иваном IV и Курбским?
55. Кого можно считать последним удельным князем в истории России? Почему он стал последним?
56. В русских народных песнях говорится о многих событиях XVI века, кроме одного из самых значительных – Ливонской войны. Чем это можно объяснить?
57. Согласны ли вы с тем, что Иван Грозный – проницательный государственный деятель? Объясните свою точку зрения.
58. Существует ли связь между опричниной и утверждением в России крепостного права? Объясните своё мнение.
59. Когда и в связи с чем в России утвердилась мысль о её богоизбранности и мессианском предназначении? Суть идеи «Москва – Третий Рим»?
ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
1. Историческое сознание и память.
2. Русские летописи как исторический источник.
3. Берестяные грамоты – встреча с прошлым.
4. Нестор – первый русский летописец.
5. Корифеи отечественной исторической науки XVII-XIX вв.: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский (по выбору).
6. Россия между Западом и Востоком – взгляд евразийцев на русскую историю.
7. Советская историческая школа.
8. Иностранцы об историческом пути России.
9. Особенности российской цивилизации.
10. Происхождение славян.
11. Соседи Древней Руси.
12. Причины и особенности образования древнерусского государства.
13. Древнерусская культура: ремесла, архитектура, литература.
14. Русь и держава Чингисидов.
15. Александр Невский: Русь между Западом и Востоком.
16. Куликовская битва и её значение.
17. Новгородская республика.
18. Присоединение к Московскому государству Поволжья и Урала.
19. Боярская Дума и Земские соборы в XV-XVI вв.
20. Города русского государства.