Тема 7. Основы организации.
Политическая модель
Используется, как правило, для принятия непрограммируемых решений в условиях неопределенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том какую цель преследовать или какую линию поведения выбрать. Во многих организациях решение принимается многими менеджерами, каждый из которых преследует определенные цели, зачастую противоречащие друг другу. В случае, когда менеджерам предстоит принять сложное организационное решение, создаются коалиции.
Коалиция - неформальный альянс индивидов или групп, объединенных общей целью. Общей целью может быть выбор определенной альтернативы. Менеджеры должны уметь распознавать коалиции и использовать их в интересах фирмы.
Политическая модель наиболее близка к реальной ситуации.
Таблица 3
Сравнительная характеристика моделей принятия решений
Классическая модель | Административная модель | Политическая модель |
Четкость целей, осознание | Проблемы и цели неочевидны | Плюрализм, конфликт целей |
Полная определенность ситуации | Имеет место неопределенность | Состояние неуверенности, неопределенности |
Исчерпывающая информация о вариантах решения и возможных результатах | Ограниченность информации о варрантах решения и их последствиях | Несоответствие мнений, неопределенность информации |
Человек делает выбор для максимизации полезных результатов | Приемлемый выбор, опирающийся на интуицию | Дискуссии и переговоры между членами коалиций |
Основная проблема многих функционирующих предприятий – разработка организационной структуры, которая позволила бы осуществить ряд мероприятий. Нередко только реорганизация структуры позволяет приспособиться к рыночным условиям, поддержать новую стратегию, внедрить инновационную продукцию. В последнее время многим предприятиям приходится изменять организационные структуры с тем, что бы найти в них место Интернету и е-бизнесу.
Все больше и больше организаций превращаются в сетевые организации, ограничиваясь несколькими основными видами деятельности, а выполнение остальных функций поручают сторонним специалистам. Другие представляют собой виртуальные организации – группы людей или компаний, объединяющихся ряди достижения определенной цели или реализации проекта, и расходящиеся в разные стороны по выполнении миссии. Однако каждая из таких организаций использует основные принципы построения организации.
Под организацией понимается размещение (аллокация) и использование организационных ресурсов для достижения стратегических целей компании, выражающееся в разделении труда на уровне подразделений, отделов и видов деятельности, формировании структуры власти и механизмов координации выполнения разнообразных рабочих задач.
Процесс организации ведет к созданию организационной структуры, определяющей разделение рабочих задач, а также размещение и использование ресурсов.
Организационная структура определяется как
1) комплекс формальных задач, назначаемых сотрудникам и подразделениям;
2) взаимоотношения формальной подотчетности, включая линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости;
3) разработку систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.
На организационной диаграмме обычно отображается управленческая цепочка, задачи подразделений и их взаимодействия. Каждый из сотрудников должен выполнять предписанные ему функциональные обязанности, имеет определенные полномочия и несет ответственность за принимаемые решения.
Между всеми уровнями существует определенная взаимосвязь. Можно выделить следующие характеристики организационной структуры.
1. Управленческая цепочка – это неразрывная линия властных полномочий, связывающая всех сотрудников организации и определяющая их подотчетность. В основе ее лежат два принципа.
Принцип единоначалия – каждый работник непосредственно подчиняется только одному менеджеру.
Принцип скалярности – в организации действует четко определенная линия властных полномочий, охватывающая всех работников.
Управленческая цепочка отражает структуру властных полномочий в организации.
Властные полномочия – это официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых организационных результатов.
Властные полномочия определяются тремя характеристиками:
1) должностью;
2) принимаются подчиненными;
3) объем властных полномочий распределяется сверху вниз.
Ответственность обратная сторона властных полномочий. Ответственность – это назначенные сотруднику обязанности по решению рабочих задач или выполнению определенных видов деятельности.
Баланс между властными полномочиями и ответственностью достигается за счет использования механизма подотчетности. Подотчетность – это обсуждение менеджерами, наделенными властными полномочиями и ответственностью, результатов выполнения задач с руководителями, занимающими более высокие позиции.
С властными полномочиями непосредственно связано их делегирование. Делегирование – это процесс передачи менеджерами властных полномочий т ответственности сотрудникам, занимающим позиции на нижележащих уровнях иерархии.
2. Норма управляемости (норма контроля, норма ответственности) определяет число сотрудников, непосредственно подотчетных менеджеру, и характеризует степень, в которой менеджер отслеживает действия подчиненных.
В соответствии с воззрениями традиционной теории управления норма управляемости не должна превышать 7 человек на одного менеджера, но сегодня во многих организациях она составляет 30, 40 сотрудников. В общем случае диапазон нормы управляемости определяется следующими факторами:
1) характер поручаемых заданий (стабильность, рутинность, однотипность);
2) нахождение подчиненных в одном помещении;
3) опытность сотрудников;
4) регламентация заданий правилами и процедурами;
5) доступ менеджера к системам поддержки и решения кадровых вопросов;
6) отсутствие необходимости осуществления функций, не связанных с непосредственным управлением персоналом (координация с другими отделами, планирование);
7) адекватность стиля руководства менеджера высокой норме управляемости.
Средняя норма управляемости определяет, относится ли ее структура к высоки формам или плоским. Для высокой структуры характерна низкая норма управляемости и большое число иерархических уровней; для плоской – высокая норма управляемости в горизонтальном измерении и незначительное число уровней.