Виды бюджетной отчетности, требования предъявляемые к ней.
В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бюджетной отчетности.
К первому уровню относятся: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Второй уровень - приказ Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" (далее - Инструкция N 5н).
К третьему уровню относятся методические рекомендации, приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства.
Пункт 3 Инструкции N 5н разрешает главным распорядителям средств бюджета, органам, организующим исполнение бюджета, и органам, осуществляющим кассовое обслуживание бюджета, вводить дополнительные специализированные формы отчетности. Документы, регламентирующие такие формы бюджетной отчетности, относятся к четвертому уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности.
Пользователями бюджетной отчетности являются:
- руководство и сотрудники бюджетного учреждения;
- главные распорядители, распорядители;
- Федеральное казначейство;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным, месячная - на 1-е число месяца, следующего за отчетным.
Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом. Отчетность составляется как на бумажных, так и на электронных носителях информации.
Бюджетную отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов.
Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги, а также иных регистров бюджетного учета. В Инструкции N 25н отсутствует жестко прописанная форма бюджетного учета. Процесс формирования информации для бюджетной отчетности можно представить на схеме:
┌─────────────────────────────┐
│ Первичные учетные документы │
└─────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────┐
│ Журналы (учетные регистры) ├─┐
└──────────────┬──────────────┘ │
│
┌──────────────┴──────────────┐ │
│ Главная книга │ │
└──────────────┬──────────────┘ │
│
┌──────────────┴──────────────┐ │
│ Бюджетная отчетность ├┘
└─────────────────────────────┘
Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке.
Если данные по отдельным показателям отчетности не имеют числового значения, в соответствующих графах ставится прочерк. Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатели отчетности имеют отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается со знаком "минус".
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.
Месячная бюджетная отчетность подлежит представлению в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.
Бюджетная отчетность подразделяется на виды в зависимости от:
- периодичности представления;
- степени консолидации показателей;
- состава отчетности.
По периодичности представления бюджетная отчетность подразделяется на годовую, квартальную, месячную.
По степени консолидации данных различают несводную и сводную отчетность.
К несводной отчетности относят отчетность получателей бюджетных средств. К сводной отчетности относят отчетность главных распорядителей и распорядителей.
В зависимости от состава отчетности выделяют отчетность с дополнительными специализированными формами отчетности, введенные главными распорядителями, или без дополнительных специализированных форм.
В состав бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией № 5 о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности включаются следующие формы документов:
Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);
Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);
Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);
Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);
Пояснительная записка (ф. 0503160);
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122);
Месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128);
Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129);
Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);
Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126).