Внебюджетные фонды

Внебюжетные фонды

 

Знать:

- сущность и механизмы функционирования внебюджетных фондов;

- их место и роль в составе бюджетной системы РФ в условиях рыночной экономики;

- закономерности построения и развития современной финансовой политики государства в области социальной защищённости граждан РФ.

Уметь:

- анализировать происходящие в стране финансовые процессы в области обеспечения конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;

- давать им объективную оценку;

- находить пути выхода из сложившейся кризисной ситуации.

Овладеть:

- навыками использования и применения полученных теоретических знаний для выработки и принятия правильных управленческих решений.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы РФ, наряду с бюджетами различных уровней. Они формируются и используются для исполнения расходных обязательств Российской Федерации по реализации конституционных прав граждан:

· на социальное обеспечение по возрасту;

· на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в
случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

· на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской
помощи.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе со­ответствующих актов высших органов власти, в которых регла­ментируется их деятельность, указываются источники формиро­вания, определяются порядок и направления использования де­нежных фондов.

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

· запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируются в основном за счет страховых тарифов (взносов) работодателей;

· отношения, связанные с исчислением, уплатой и взыскани­ем взносов в фонды, определяются соответствующими законодательными актами;

· денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда) в соответствии с утверждёнными бюджетами фондов, исключительно на цели определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского);

· из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и ис­пользования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых обще­ственных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевы­ми назначениями фондов.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования.

К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Государственные внебюджетные фонды, в лице органов управления, разрабатывают свои бюджеты, которые по представлению Правительства РФ принимаются Государственной Думой РФ, в форме федеральных законов, не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов рассматриваются и принимаются Государственной Думой Российской Федерации в трёх чтениях.

Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к ко­торым относятся:

· прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

· предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации и (или) источники его финансирования либо предельный объем профицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.

Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

· распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по раз­делам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов;

· текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных вне­бюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

В третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.

Принятые Государственной Думой Российской Федерации федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период передаются на рассмотрение Совету Федерации. После их одобрения Советом Федерации они передаются на подпись Президенту РФ и после подписания приобретают статус федеральных законов.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основным налоговым источником для формирования доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 2001 года являлся единый социальный налог (ЕСН), ставка которого была равна 26% от фонда оплаты труда работодателя. С 01 января 2010года данный налог был заменён страховыми взносами в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Основная ставка страховых взносов, в 2011 году, составила 34% и распределяется между фондами следующим образом:

· Пенсионный фонд Российской Федерации – 26%;

· Фонд социального страхования Российской Федерации – 2,9%;

· Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования – 5,1% (из которой, 3,1% поступают в ФФОМС, а остальные в ТФОМС)..

Пониженные тарифы страховых взносов , в размере 20,2% (16% в ПФРФ, 1,9% в ФСС, 2,3% в ФОМС) установлены для:

· для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

· для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

· для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками, имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

· для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и передается в орган контроля уплаты страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

 

· для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

· для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

В основных направлениях бюджетной политики на 2012 и плановый период 2013-2014 годы предлагается снизить ставку страховых тарифов до 30% от фонда оплаты труда, для малого неторгового бизнеса установить её на уровне 20% и дополнительно облагать высокие доходы (заработные платы свыше 512000 руб. в год) по ставке от 7 до 10%.

Рассмотрим более подробно государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Со­вета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

ПФР создан в целях государственного управления финанса­ми пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

В основные задачи Пенсионного фонда входят:

· целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

· организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физи­ческих и юридических лиц;

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за пра­вильным и рациональным расходованием его средств;

· межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

 

Средства ПФР формируются за счет следующих неналоговых и безвозмездных поступлений:

- неналоговые доходы:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

· дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взно­сы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страхо­вые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

· взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использую­щих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

· недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

· доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

· межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионно­му фонду Российской Федерации;

· безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

· взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату еже­месячной доплаты к пенсии отдельным1 категориям работников этих организаций;

· недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих органи­заций в Пенсионный фонд Российской Федерации;

· прочие поступления;

В настоящий момент в составе страховых тарифов работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России 26% фон­да оплаты труда, которые идут на формирование трех частей тру­довой пенсии:

1. Базовая часть— фиксированная часть, устанавливается го­сударством и не зависит от стажа и зарплаты (на 01.01.2011года – 2963 руб.).

2. Страховая часть— зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала (сумма уплаченных за застрахованное лицо страховых платежей в течение всей его трудовой деятельности с учетом индексации).

3. Накопительная часть— зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивиду­ального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсии.

Для лиц 1966года рождения и старше, отчисления на страховую часть трудовой пенсии составили в 2011году - 26%. Для лиц 1967 года рождения и моложе финансирование страховой части трудовой пенсии составило - 20%, а накопительной части - 6%.

Накопительная часть трудовой пенсии:

· может остаться в ПФР, при этом, в зависимости от выбора будущего пенсионера, может быть инвестирована через государственную управляющую компанию (ГУК) или негосударственную управляющую компанию (УК). В этом случае к моменту выплаты пенсии пенсионные накопления возвращаются в ПФР. Пенсию
рассчитывает и выплачивает ПФР;

· может быть передана в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) по заявлению застрахованного лица. В этом случае НПФрассчитывает и выплачивает пенсию с момента наступления пенсионных оснований.

Возможность перехода от распределительной системы пенси­онного обеспечения к накопительной была заложена в 1996 г., когда был введен Федеральный закон «Об индивидуальном (пер­сонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие Федерального закона «О государственных пенсиях Российской Федерации» от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Зако­ном застрахованным является лицо, на которых распространяет­ся обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенси­онный фонд Российской Федерации в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Страхователи — это юридические лица, в том числе иностран­ные, и их обособленные подразделения; международные органи­зации, осуществляющие свою деятельность на территории Рос­сийской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соот­ветствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствова­ния; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том чис­ле иностранные, лица без гражданства, проживающие на терри­тории Российской Федерации, и индивидуальные предпринима­тели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях Федерального закона «Об индивидуальном (персонифици­рованном) учете в системе обязательного пенсионного страхова­ния» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ органы службы занятости в от­ношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, прирав­нены к понятию «страхователь».

Закон определяет индивидуальный (персонифицированный) учет как организацию и ведение учета сведений о каждом застра­хованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. Определены цели и принципы этого учета.

К основным целям относятся:

· создание условий для назначения пенсий в соответствии с
результатами труда каждого застрахованного лица;

· обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке,
определяющих размер пенсии при ее назначении;

· создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Феде­
рации, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

· развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате
страховых взносов в ПФР;

· создание условий для контроля за уплатой страховых взно­сов застрахованными лицами;

· информационная поддержка прогнозирования расходов на
выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР,
расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

· упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

· Принципами являются:

· единство и федеральный характер государственного страхо­вания в Российской Федерации;

· всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в
ПФР и учет сведений о застрахованных лицах;

· доступность для каждого застрахованного лица сведений о
нем, которыми располагают органы ПФР, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

· использование сведений о застрахованных лицах, которыми
располагают органы ПФР, исключительно для целей пенсионно­го обеспечения;

· соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персо­нифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы ПФР;

• осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного ли­ца и использование данных указанного учета для назначения пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Фе­дерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифици­рованный) учет в системе обязательного пенсионного страхова­ния, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

'На территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсион­ный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, до­пущенные при использовании этого страхового номера в процес­се учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - доку­мент, хранящийся в форме записи на машинных носителях ин­формации, допускающей обработку с помощью средств вычис­лительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные Федеральным зако­ном сведения о застрахованных лицах, включенные в информа­ционные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Индивидуальный лицевой счет содержит следующие сведе­ния:

1. страховой номер;

2. фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении;

3. дату рождения;

4. место рождения;

5. пол;

6. адрес постоянного места жительства;

7. серию и номер паспорта или удостоверения личности, дату
выдачи и кем выданы указанные документы;

8. гражданство;

9. номер телефона;

10. периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Се­вера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

11. заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12. сумму заработка (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии;

13. сумму начисленных данному застрахованному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы само­го застрахованного лица;

14. периоды выплаты пособия по безработице;

15. периоды военной и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;

16. сведения о назначении (пересчете), об индексации и о начислении пенсии.

 

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахо­ванного лица сведения о стаже, заработке и поступивших сред­ствах систематически уточняются и дополняются в процессе тру­довой деятельности застрахованного лица. Индивидуальный ли­цевой счет застрахованного лица хранится в ПФР в течение всей его жизни, а после смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государ­ственного пенсионного страхования, содержащее страховой но­мер и анкетные данные указанного лица.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает указанное страховое свидетельство по месту работы.

Несовершеннолетние (не достигшие четырнадцати лет) не могут быть субъектами государственного пенсионного страхова­ния, за исключением получающих пенсию по случаю потери кор­мильца.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в ка­честве страхователя.

Сведения о застрахованных представляются в ПФР в соот­ветствии с утверждаемыми им в установленном порядке форма­тами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться в виде документов как в письменной, так и в

электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от неса­нкционированного доступа и искажений. В этом случае юриди­ческая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Вопрос о возможности представ­ления информации в электронной форме решается ПФР совме­стно с конкретными плательщиками страховых взносов государ­ственного пенсионное страхования.

Плательщики единого социального налога (взноса) в систему государственного пенсионного страхования представляют в орга­ны ПФР по месту их регистрации в качестве плательщиков ука­занного налога (взноса) сведения о его уплате на основании дан­ных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже — на осно­вании приказов и других документов по учету кадров.

Так, каждый работодатель, независимо от имеющихся у него льгот по уплате установленных отчислений на государственное пенсионное страхование, ежеквартально, в течение каждого ме­сяца представляет на каждое зарегистрированное в системе госу­дарственного пенсионного страхования лицо, работавшее у него по трудовому договору (контракту), получившее вознаграждение по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или по авторскому договору, следующие сведения:

1. страховой номер;

2. фамилию, имя, отчество;

3. дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого
на работу данным работодателем в течение отчетного квартала);

4. дату увольнения (для застрахованного лица, принятого на
работу данным работодателем в течение отчетного квартала);

5. периоды деятельности, включаемые в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

6. сумму заработка, на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала;

7. сумму начисленных страховых взносов государственного пенсионного страхования с разбивкой по месяцам отчетного квартала;

8. сумму выплат данному лицу, которые учитываются при назначении пенсии, но на которые не начисляются страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала:

9. другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.

Указанные сведения представляются в течение месяца, следу­ющего за отчетным кварталом. Копия сведений о каждом застра­хованном лице передается этому лицу работодателем в этот же срок.

Застрахованным лицам, подавшим заявление о выходе на пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календар­ных дней со дня подачи заявления.

В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определены права и обязанности сторон.

Права застрахованного лица:

- получить бесплатно один раз в год в органах ПФР по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивиду­альном лицевом счете;

- получить бесплатно у работодателя копию сведений о себе, представленных работодателем в ПФР для индивидуального (персонифицированного учета);

- в случае несогласия со сведениями, содержащимися в ин­дивидуальном лицевом счете застрахованного лица, оно может обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы ПФР (включая его правление) либо в суд.

Права работодателя:

- потребовать от застрахованных лиц, при приеме их на работу, предъявить страховое свидетельство государственного пенси­онного страхования и необходимые для соответствующего органа ПФР сведения;

- дополнять и уточнять переданные работодателем сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

Права органов ПФР:

— требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления сведений, определенных законом.

Обязанности застрахованного лица:

— пройти регистрацию в органах ПФР;

— получить страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию работодателя, работников органов ПФР и органов социальной защиты населения Российской Федерации;

— обращаться с заявлениями в установленном законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;

— представлять по требованию органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Обязанности работодателя:

— представление в установленный срок органам ПФР сведений о застрахованных лицах;

— получение в органах ПФР страховых свидетельств государственного пенсионного страхования и выдача их под роспись ра­ботающим у работодателя застрахованным лицам;

— бесплатная передача каждому застрахованному лицу, работающему у работодателя, копии сведений, представленных в ПФР;

— контроль соответствия реквизитов страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность работающего у него указанного лица.

Обязанности органов ПФР:

— обеспечение своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета государственного пенсион­ного страхования сведений, представленных работодателями и застрахованными лицами, а также их надежного хранения;

— осуществление контроля за правильностью представления сведений плательщикам страховых взносов;

— бесплатное представление один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете;

— разъяснение застрахованным лицам и работодателям их прав и обязанностей, технологии индивидуального (персонифицированного) учета, порядка заполнения форм и представления сведений;

— представление органам, назначающим пенсии, по их заявкам сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, подавших заявление о назначении пенсии.

Введение персонифицированного учета — условие для наибо­лее точного назначения пенсий, усиления оперативного контро­ля за полнотой и своевременностью внесения страховых плате­жей, формирования в полном объеме доходной части бюджета Пенсионного фонда для покрытия его расходов. Средства фонда расходуются в основном на выплату пенсий по возрасту, инва­лидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужа­щим; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, оди­ноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммуноде­фицита; пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Сред­ства фонда идут также на финансирование административной де­ятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.

С 01 января 2010года ПФР начал работу по выдаче Сертификатов на материнский капитал, который в соответствии с законодательством Российской Федерации выделялся:

· женщине, родившей (усыновившей) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

· женщине, родившей (усыновившей) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

· материнский капитал с 2011 года смогут получить женщины, чей первый ребенок умер на первой неделе жизни;

· мужчине, являющимся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Для получения Сертификата на материнский капитал необходимо обратиться в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства с комплектом следующих документов:

· заявление о выдаче Сертификата на материнский капитал;

· документ, удостоверяющий личность, место жительства лица (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на получение материнского капитала;

· документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации у ребенка, в отношении которого возникло право на получение материнского капитала (штамп на свидетельстве о рождении, проставляемый паспортно-визовыми службами). Требуется если один из родителей не гражданин России, если оба родителя - граждане России, то обычно не требуется.

· страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

· документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей: свидетельства о рождении всех детей; для усыновленных - решение суда об усыновлении;

· документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;

Материнский капитал в полном объёме либо по частям, можно направлять на следующие цели:

· улучшение жилищных условий. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации;

· с 2011 года можно использовать на строительство и реконструкцию жилья без привлечения подрядных организаций;

· получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского капитала, на дату начала обучения, по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;

· материнский капитал можно использовать на формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Эти средства (материнский капитал) можно получить не ранее чем по истечении трёх лет со дня рождения (усыновления) ребёнка, но в отдельных случаях (погашение кредитных и ипотечных займов) досрочно, не дожидаясь истечения трёх лет. Также, досрочно можно получить 12.000 руб. из суммы материнского капитала на любые нужды. Эти средства (материнский капитал) ежегодно индексируются с учётом инфляции. В 2010 году он составлял – 343278 руб., в 2011 году составляет – 365700 руб., в 2012 году его размер составит – 387000 руб., а в 2014 – 430000 руб. Программа выдачи Сертификатов рассчитана до 2016 года, с возможным продлением до 2020 года.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССР)создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1991 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредит­ным учреждением. Управление Фондом социального страхова­ния РФ осуществляется Правительством РФ при участии обще­российских объединений профсоюзов.

Положение о ФССР утверждено постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот до­кумент регламентирует организацию и функционирование фон­да. Средства фонда образуются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

- неналоговые доходы:

· страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;

· недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

· доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

· межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

- прочие поступления;

: Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для страхователей установлены следующие страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска:

Класс профессионального риска Страховой тариф
I 0.2
II 0.3
III 0.4
IV 0.5
V 0.6
VI 0.7
VII 0.8
VIII 0.9
IX 1.0
X 1.1
XI 1.2
XII 1.3
XIII 1.4
XIV 1.5
XV 1.7
XVI 1.9
XVII 2.1
XVIII 2.3
XIX 2.5
XX 2.8
XXI 3.1
XXII 3.4
XXIII 3.7
XXIV 4.1
XXV 4.5
XXVI 5.0
XXVII 5.5
XXVIII 6.1
XXIX 6.7
XXX 7.4
XXXI 8.1
XXX 8.5

 

 

Средства фонда направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, на погребение;

· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (час­тичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и
оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное пита­ние; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплате проезда к месту лечения, отдыха и др.);

· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

· проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

· осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финанси­рование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисле­ние средств социального страхования на личные счета застрахо­ванных.

Фонд обязательного медицинского страхованиясоздан в соот­ветствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. № 4741-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обяза­тельного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния как самостоятельные некоммерческие финансово-кредит­ные учреждения.

Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхова­ния формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

- неналоговые доходы:

· страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанав­ливаемому Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательно­го медицинского страхования», в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязатель­ного медицинского страхования;

· недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного меди­цинского страхования;

· доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

· межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федераль­ному фонду обязательного медицинского страхования;

· прочие поступления;

Средства Территориального фонда обязательного медицинского страхова­ния формируются за счет следующих неналоговых доходов и безвозмездных поступлений:

- неналоговые доходы:

· страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательно-энского страхования», в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

· доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

· штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

· бюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· бюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемыe территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

· прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования яв­ляются:

· обеспечение реализации Закона Российской Федерации
«Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

· обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

· достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;

· участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; обеспечение ее финансовой устойчивости.

· Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинс­кого страхования:

· выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

· проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

· организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона Рос­сийской Федерации;

· совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

· вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

· производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

· участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

· контролирует рациональное использование финансовых средств системы.

Территориальные фонды обязательного медицинского стра­хования в области финансово-кредитной деятельности и контро­ля за рациональным использованием финансовых средств, в сис­теме обязательного медицинского страхования выполняют сле­дующие основные функции:

· аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

· финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

· проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

· выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

· предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

· накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

· совместно с органами государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное ис­пользование поступивших финансовых средств;

· согласовывают совместно с органами исполнительной влас­ти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарифи­кацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

· предоставляют Федеральному фонду информацию о финан­совых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.