Основные понятия

Решающе важной практической проблемой является не противопоставление вмешательства государства его отсутствию, а то, каким интересам государство окажет свою поддержку.

Артефакт– любая система, созданная человеком, для выполнения функции или достижения цели: самолет, симфония, министерство и др.

Асимметрия информации– неравномерное распределение информации, необходимой для заключения соглашения, между потенциальными контрагентами.

Интернализация (от лат. Interior – внутренний) – процесс, в ходе которого индивид изучает и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на «внутренний» уровень.

Бюрократическая рента— это незаконно полученный доход государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (например, взятки,

Дисфункция— нарушение, расстройство функций какого-либо органа, системы, экономического института, преимущественно качественного характера (по аналогии с дисфункцией организма в биологии).

Издержки коллективного действия, исходя из методологии Дж. Коммонса, — издержки по созданию и обеспечению деятельности институтов.

Институциональный вакуум— это отсутствие или недостаток в институциональной системе формальных институтов, способных поддерживать осуществление сделок с наименьшими транзакционными издержками, вследствие ликвидации механизма управления прежней хозяйственной системой и отсутствия нового.

Институциональная матрица— это устойчивая исторически сложившаяся система базовых общественных институтов, обусловивших появление первых государств и предопределивших развитие всех последующих институциональных структур, которые, в свою очередь, служат воспроизведению первичной модели, сущность которой сохраняется.

Институциональная ловушка— приобретение устойчивого характера негативных последствий тех или иных, изначально продиктованных благими намерениями макроэкономических решений. Неожиданные результаты сознательных действий возникают из-за игнорирования при принятии политических решений институциональных ограничений, как формальных, так и неформальных. Это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер.

Институционализация— закрепление в отношениях между индивидами определенных правил или норм с возрастающей частотой их использования для все большей части членов общества.

Лоббизм – попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.

Логроллинг(logrolling, дословно — «перекатывание бревен») — практика взаимной поддержки политических деятелей различной ориентации, помогающих друг другу добиваться нужных решений путем «торговли голосами», в результате чего могут приниматься решения, приносящие выгоды отдельным группам давления.

Природа государства -определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом.

Теория общественного выбора (public, choicetheory)— это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Экономическая теория бюрократии (economicsofbureaucracy)—одно из направлений теории общественного выбора, изучающее функционирование организаций, которые не производят имеющих ценностную оценку благ и чьи доходы не связаны с продажей результатов их деятельности.

Безбилетника проблема– затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.

Государство – 1) особая организация и институт, которую отличает универсальный (обезличенный и нелокальный) характер и возможность легитимного применения насилия для реализации властных полномочий, прежде всего связанных с установлением и защитой прав собственности;2) это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого определены его способностью облагать налогом подданных (по Д. Норту).

Государство контрактное – это государство, где порядок является непосредственным результатом соглашения между самостоятельными субъектами.

Государство эксплуататорское – это государство, являющееся агентом группы или класса, а его функция состоит в извлечении доходов из других групп индивидуумов в пользу данного класса.

Деинституционализация – распространение поведения, противоречащего существующим правилам игры.

Информационная асимметрия – различия в информации, которой располагают отдельные лица, в особенности в тех случаях, когда эта информация необходима для выработки эффективного плана или для оценки работы отдельных лиц.

Институциональная среда– совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения.

Институциональное проектирование– деятельность, направленная на разработку моделей экономических институтов, сознательно и целенаправленно внедряемых в хозяйственное поведение.

Коррупция – одна из форм рентоориентированного поведения, означающая куплю-продажу эффективности предприятий, которая сопровождается снижением их среднеотраслевых издержек и выводом этих предприятий из легальной экономики.

Насилие (принуждение) – физическое ограничение возможностей, доступных одному индивиду (или группе), посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые решения; насилие – это проявление власти.

Национализация– процесс институционального изменения, в котором режим частной или коммунальной собственности трансформируется в режим государственной собственности.

Новая политическая экономия – наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Парадокс голосования– противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Политический рынок– совокупность субъектов, организаций и процедур, обусловливающих формирование и изменение институциональной среды (преимущественно формальных правил).

Прибылеориентированное поведение – стремление к получению прибыли на основе наиболее выгодного использования экономических ресурсов или их сочетания в ситуации конкуренции.

Приватизация– процесс институционального изменения, в котором режим государственной собственности трансформируется в режим частной собственности.

Приватизация спонтанная – использование доступа к ресурсам в личных целях, не обусловленное существующей системой формальных правил

Провалы государства – неспособность государства обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

Провалы рынка – ситуации, когда рыночные механизмы не способны обеспечить эффективное распределение ресурсов. Причинами могут служить экономия от масштаба, отрицательные экстерналии, отсутствие рынков и др.

Рассеяние ренты – ситуация, когда ее сумма равна совокупным издержкам поиска ренты.

Регуляции – вид институтов, сознательно (принудительно) вводимых государство для того, чтобы трансформировать частные хозяйственные интересы субъектов рынка в государственную социально-экономическую политику (единый народнохозяйственный интерес).

Рента – часть платы владельцу ресурса, превышающая альтернативные издержки ресурса, или доход от какой-либо деятельности сверх минимальной величины, необходимой для привлечения ресурсов в данную сферу деятельности.

Рентоориентированное поведение– это любой вид деятельности для получения дохода из легального монопольного положения. Как правило, это узурпация прав на перераспределение государственных ресурсов.

Рынок – институт, существующий для облегчения обмена, или механизм передачи прав собственности. В качестве институционального соглашения рынок «вписан» в систему правил и норм, устанавливающих границы приемлемого поведения агентов.

Утилитаризм (лат. utilitas – польза, выгода) - направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.

Общественное благо– такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: не конкурентностью и не исключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Эффективные правила– правила, которые «прекращают неудачные усилия и поддерживают удачные усилия» (по Д. Норту).

Функция - есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Экономическая роль государства реализуется в совокупности конкретных видов деятельности (функций).

 

|Вопросы для самоконтроля

1) Государство как институт. Институциональные функции государства. Всегда ли государство заинтересовано в четкой спецификации прав собственности?

2) В чем состоит необходимость и основные причины государственного регулирования экономики с точки зрения институциональной теории ? Почему проблема роли государства в экономике является основной для любого государства ?

3) Каков оптимальный размер госсектора, а, стало быть, и объем производства общественных благ? Растет ли он по мере экономического развития или должен снижаться? Для теоретического обоснования своего ответа используйте закон А.Вагнера.

4) Каковы основные особенности институциональной модели государственного регулирования экономики и ее недостатки?

5) Проанализируйте как менялось отношение институционалистов к проблеме государственного регулирования экономики: а) почему эта проблема постоянно находилась в центре внимания экономистов?
б) есть ли в эволюции взглядов экономистов по этой проблеме какая-либо закономерность? Прокомментируйте следующее утверждение «Присутствие государства в экономике должно быть минимальным».

6) Цели, функции, средства институциональной политики.

7) Провалы рынка и роль государства в их исправлении.

8) Провалы государства в экономике и их исправление. По каким причинам они возникают? Как решается проблема информации в теории провалов государства?

9) Сущность, функции и цели государства с точки зрения различных теоретических подходов и институциональной теории.

10) Новая институциональная теория государственного вмешательства.

11) Что такое сильное, слабое и эффективное государство с точки зрения ннституциональной экономики? Приведите примеры.

12) Прокомментируйте следующее высказывание одного из авторов теории общественного выбора Г.Таллока: « Мы должны отвергнуть поиски некоего "общественного интереса", независящего от конкретных интересов отдельных участников общественного выбора и находящегося вне их. Мы должны также отвергнуть любую теорию, или концепцию, коллективной организации, строящуюся на допущении о существовании эксплуатации угнетенных господствующим классом. Отвергнув органическую концепцию государства, а также идею классового господства, мы остались с чисто индивидуалистической концепцией коллективной организации».

13) Что изучает теория общественного выбора? В чем состоит различие рыночного механизма и механизма общественного выбора? Какая модель поведения положена в основу теории общественного выбора?

14) Охарактеризуйте понятие «политическая рента»? Какие факторы влияют на поведение бюрократа (политика)? Что означает «институализация рентной экономики» ? Что такое институциональная коррупция?

15) Экономический анализ функционирования государства. Государство и проблема «принципал – агент».

16) Экономика бюрократии.

17) «Границы» государства и его эффективность. Источники ограничений власти государства.

18) Опишите контрактную теорию государства. В чем заключаются особенности отношений принципал—агент в данном случае?

19) Контрактная и эксплуататорская природа государства: сравнительный анализ. Какие условия необходимы для существования контрактного государства в России?

20) Институциональная роль государства в теории Д.Норта. Чем ограничена монопольная власть правителя в модели Норта?

21) Государство, как и фирма, является одним из видов организации. Дайте определение государства по Норту. Почему в теории Д.Норта структурная граница производственных возможностей не совпадает с технической ? Какую роль в этом процессе играет государство?

22) С какими причинами представители институциональной теории связывают невозможность государства выступать гарантом во всех взаимодействиях между экономическими субъектами ?

23) Государство и проблемы рентоориентированного поведения. Назовите формы, в которых проявляется экономический ущерб от рентоориентированного поведения.

24) В чем суть проблемы «безбилетника»? Приведите экономический пример. Приведите пример экономического института, призванного решать проблему «безбилетника» в определенной области. В чем причины возникновения проблемы «безбилетника» во взаимоотношениях государство – гражданин? Каковы возможные методы решения этой проблемы?

25) Дайте определение рентоориентированного поведения. Приведите примеры. Является ли рентоориентированное поведение эффективным, если да, то при каких условиях и почему?

26) Как вы понимаете идею о том, что государство ведет себя как монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию?

27) Какова роль положительных и отрицательных обратных связей в государственном регулировании экономики? Приведите примеры.

28) Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйствен­ном регулировании поднимает вопрос о практике принятия решений. Суть проблемы – как добиться, чтобы принятие законов, установле­ние налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не от­дельных лиц или групп населения?

29) Что такое потенциал государства? Почему эффективность государственного регулирования во многом зависит от соотношения между действиями государства и его институциональными возможностями?