Контрактное и эксплуататорское государство (государство как максимизатор монопольной ренты) : сравнительный анализ
Контрактное государство | Эксплуататорское государство | |
Цель | Максимизация совокупного дохода (ВВП) членов общества, снижение трансакционных издержек | Максимизация ренты (в том числе налоговых поступлений) группы, контролирующей государственный аппарат |
Задачи (функции) | Гарант в ряде сделок между индивидами, спецификация и защита прав собственности | Активное вмешательство в экономические и социальные взаимодействия, не ограничивающееся ролью гаранта |
Средства (использование монополии на насилие) | Ограничено социальным договором и конституционными рамками | Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство |
Механизмы решения проблемы принципала и агента | Принципал — гражданин: механизмы демократического контроля, наличие конституционных рамок, наличие альтернатив. Принципал — государство: распространение нормы легализма (добровольного подчинения закону, в том числе налоговому) | Принципал — гражданин: отсутствуют. Принципал — государство: использование принуждения и насилия, попытки осуществления всеобъемлющего контроля (особенно в крайнем случае тоталитарного государства) |
Бюджетное ограничение | Жесткое, ограниченное демократической процедурой утверждения бюджета | Мягкие бюджетные ограничения |
Основные статьи доходов | Налоговые поступления, в первую очередь — от «рыночных» прямых налогов | Конфискационные, ресурсные, косвенные налоги и неналоговые поступления |
Основные статьи расходов | Социальные расходы, расходы на развитие | Оборона, государственное управление, правоохранительная деятельность, экономика |
Основные способы покрытия бюджетного дефицита | Займы на внешнем рынке | Кредиты ЦБ правительству, займы на внутреннем рынке, возможен и отказ от выполнения обязательств как вид конфискационного налога |
В контрактной теории речь идет о выгодах, которые получают все участники первоначального договора, в эксплуататорской теории - о ренте, извлекаемой правящей группой. Но и для охраны договора, и для поддержания господства необходимо насилие. Поэтому, как настаивают теоретики прав собственности, контрактный и эксплуататорский подходы не являются несовместимыми: «Распределение «потенциала насилия» - вот что объединяет их.
Контрактная теория предполагает равное распределение потенциала насилия среди участников договора. Теория грабительского происхождения государства предполагает неравное его распределение.
Как уже было сказано, и в контрактной, и в эксплуататорской теориях государство наделяется властью устанавливать и перераспределять права собственности. Только в первом случае это происходит в соответствии с интересами членов общества, во втором - в соответствии с интересами правящей группы.
Определить насколько близко данное конкретное государство к контрактному или эксплуататорскому, предлагается на базе анализа статей структуры государственного бюджета (в частности расходов на содержание госаппарата, на вооружение, безопасность и т.п.).
Попытка синтезироватьэти подходы привела Д. Норта к построению интересной модели государства.