Сравнение эффективности рынка и государства как форм народнохозяйственной координации.

Не государство - рынок, а общество (социальное регулирование со стороны гражданского общества и государства как его представителя и исполнителя его воли) – отчужденные формы экономической организации (прежде всего – глобальный капитал, функцией которого является нынешний «рынок»).

Соответственно, главными проблемами развития постиндустриальной экономики становятся не вопросы усиления экономической роли государства как источника экономического развития, а вопросы усиления социального регулирования и ограничения власти капитала («рынка») за счет развития институтов гражданского общества и государства как исполнителя его воли.

Поэтому сторонники теории общественного выбора последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных целей кроме заботы об общественных интересах. Теория общественного выбора, объясняя механизм принятия политических решений, позволяет сделать вывод, что благополучие населения не является целевой функцией деятельности государственной власти. И в демократическом государстве интересы большей части граждан являются некоей остаточной функцией после удовлетворения интересов государственной власти и лоббистских групп. Следует уточнить: благополучие не в смысле достижения «всеобщего блага» за счет перераспределения, а в контексте учета интересов населения при выработке государственной политики.

Именно поэтому в последнее время приобретают широкое распространение идеи концепции участия.

Институциональная теория относит наличие механизмов участия граждан в деятельности государства к числу важнейших предпосылок функционирования его как контрактного. Важно подчеркнуть, что при этом участие граждан сводится к наличию не только формальных демократических процедур, но и развитых традиций гражданской активности.

Партисипейшен– формы участия членов общества в управлении его делами с целью возможности влияния на политические решения.

С позиций общего системного подхода институты (правила) должны создаваться са­мими экономическими агентами, а государство - это часть отрицательной обратной связи.

Го­сударство, выполняющее функции отрицатель­ной обратной связи, - это “невидимая рука», то есть государство только корректирует “провалы рынка”, а не регулирует этот рынок.

Кроме этого отрегулиро­вать прокибернетическую систему крайне сложно, так как влияние экономических аген­тов на обратную связь незначительное. Все это приводит к “провалам государства” и углублению кризисов в экономике.

В институциональной теории государство рассматривается как орган регулирования экономики, что противоречит общему системному подходу.

Если государство является и органом регулирования экономики, и отрицательной об­ратной связью, то такая система управления может регистрировать отклонения от нормы только тогда, когда их масштабы затрагивают экономику в целом.

Роль государства с точки зрения общего системного подхода показана на рис.

Вход Выход

 

 

Рис. Структурно-функциональная модель экономической системы (общий системный подход)

 

На основании результатов анализа и данных таблицы мы можем теоретически определить рамки (меру) использования рынка, обезличенного способа координации действий субъектов и государства, учитывающего интересы всех субъектов национальной экономики, в макроэкономическом регулировании (упорядочивании действий экономических субъектов).