Часть II: Воссоединение с миром

Часть I использует разнообразные внутренние ресурсы и кодировки, которы­ми клиент уже пользуется, для того, чтобы преобразовать переживание утра­ты в прошлом в ресурсное переживание в настоящем. Естественные страте­гии некоторых людей, помогающие им справиться с горем утраты, не вклю­чают в себя программы, ориентирующие их на поиск новых подходящих пе­реживаний в окружающем их мире, которые дали бы им то, что они потеря­ли. Может так случиться, что, обретя новые ресурсы, человек почувствует себя хорошо и проваляется на диване всю оставшуюся жизнь. Часть II воз­никла в результате изучения наиболее эффективных стратегий преодоления горя утраты и ориентирует человека на активный поиск новых подходящих переживаний в будущем.

1. Получите доступ к ценным переживаниям

"Возьмите ценное переживание, которое вы только что преобразовали из утраты в присутствие, и представьте его в наиболее простом и естественном для себя виде".

2. Определите ценности/цели

"Удерживая в голове это представление, определите и представьте себе в ка­ком-нибудь другом месте качества, ценности или цели этого переживания, которые делают его особенно ценным для вас. Например, если вы потеряли лучшего друга, возможно, вы ценили эти дружеские отношения, потому что с этим человеком вы могли быть просто самим собой или вам доставляло удо­вольствие его необычное чувство юмора. Подумайте об особенных качествах ваших с ним взаимоотношений: любовь, комфорт, стабильность, нежность, юмор, спонтанность - - все, что вы особенно ценили в тех моментах времени, когда вы были вместе. Я хочу, чтобы вы подумали о всех тех качествах, ко­торые делали эти взаимоотношения особенно ценными. Задайте себе вопрос: "Что ценного давали мне эти взаимоотношения?"

Когда вы проговариваете эти инструкции, может оказаться полезным сначала жестами обозначить ту область пространства, в которой клиент представляет себе присутствие, а затем в визуальной области выделить место, в котором он построит новый образ (лучше всего справа вверху).

3. Преобразование

"Если бы такого сорта переживания, обладающие этими качествами, возник­ли в вашем будущем, в какой форме они проявились бы? Каким образом вы могли бы найти эти качества и достичь тех же целей в других ситуациях и с другими людьми в будущем, принимая в расчет ваш возраст и жизненную ситуацию? Оставив неизменными эти качества, ценности и цели, позвольте сформироваться дополнительным представлениям (жестами обозначая еще одно место, тоже расположенное в визуальной области), соответствующим вашему нынешнему жизненному опыту и тому, кем вы собираетесь стать. Эти представления, скорее всего, будут несколько отличаться от ваших про­шлых переживаний в соответствии с тем, каким вы стали теперь, и в соответ-18

ствии с теми реальными возможностями, которые у вас есть сейчас и появят­ся в будущем. Эти представления должны быть достаточно привлекательны­ми и убедительными, но, как и все представления о будущем, они не должны быть слишком конкретными, они должны быть слегка неопределенными и туманными, допуская реализацию различных возможностей и учитывая неизбежную неопределенность будущего".

4. Проверка конгруэнтности

"Есть ли у вас возражения против того, чтобы такого сорта переживания или направления стали частью вашего будущего?"

"Возникнут ли возражения против этого у кого-нибудь из тех людей, с кото­рыми вы связаны в своей жизни?"

Возражения на этом шаге появляются нечасто, но если уж они появятся, про­сто вернитесь назад и должным образом настройте представления и, прежде чем продолжить, найдите разрешение для всех и каждого возражения.

5. Размещение в будущем новых переживаний

"Далее я хочу, чтобы вы взяли этот образ и сначала сделали его светящимся, а затем размножьте его, собрав из копий целую колоду. По мере того, как бу­дут появляться новые образы, в каждом из них будут спонтанно появляться какие-то изменения, отражая все новые и новые возможности для осуществ­ления такого сорта переживаний в будущем. После этого разбросайте эти об­разы в своем будущем, чтобы они разлетелись в разные стороны и упали по­всюду. И тогда вы увидите множество маленьких сверкающих точек, каждая из которых обозначает то место в будущем, куда упал один из разбросанных вами образов, и, привлекая ваше внимание, манит вас к себе". Комментарии

Травматические утраты. Некоторые утраты оказываются связанными с шо­ком автокатастрофы или с ужасами смертельной болезни. В этом случае очень важно отделить утраченные ценные переживания от травмирующих переживаний, связанных с тем, как эта утрата произошла, и работать с этими двумя переживаниями отдельно. «Смотрите, то, что вы потеряли, и та ситуа-

ция, в которой все это произошло, совсем разные вещи. Вы же скорбите по этому человеку, а не по автомобильной аварии, которая унесла его жизнь. Поэтому я хочу, чтобы вы отделили ценные для вас отношения от того, как они были прерваны, и разместили эти образы в разных местах (жестом опре­деляя в пространстве два разных места)». Сначала воспользуйтесь методом излечения фобии/травмы, а затем примените метод избавления от горя в ра­боте с утратой.

Гнев или обида. В случае сильного гнева или обиды, они будут мешать про­цессу избавления от горя, поэтому важно сначала разрешить гнев и обиду с помощью метода достижения прощения.

Процесс превентивного избавления от горя может подготовить вас к будущей потере близкого. Вы представляете себе, что уже потеряли его, и осуществ­ляете тот же самый процесс. Такой метод может оказать помощь тем людям, чьи родственники или друзья больны неизлечимой болезнью со смертельным исходом. Очень часто друзья умирающего оказываются настолько подавлен­ными мыслью о предстоящей потере, что не в состоянии с пользой провести то небольшое время, которое судьба отвела больному. И порой получается так, что не они заботятся об умирающем, а сам умирающий начинает успока­ивать окружающих его друзей!

Процесс превентивного избавления от горя может быть также весьма полез­ным в тех случаях, когда отношения характеризуются чрезмерной зависимо­стью друг от друга. Он может освободить эти отношения от неодолимого же­лания цепляться друг за друга, в основе которого обычно лежит страх перед будущей потерей. Этот же метод подходит и в том случае, когда человек "пропал без вести" и предполагается, что он погиб, но может все еще быть живым.

Метод избавления от горя работает в самых разнообразных ситуациях, дале­ко выходя за рамки тех случаев, ради которых он был разработан. Многие люди страдают от переживаний необратимой утраты и, возможно, понятия не

имеют о том, эти переживания могут быть составной частью их проблем. Ре­зультаты применения метода избавления от горя могут быть глубокими и удивительными, и влияние их на жизнь человека может распространяться весьма широко. Бывает полезным просто спросить клиента о том, переносил ли он горе утраты, и поработать с ним, даже если заявленная проблема явным образом не связана с этими переживаниями.