Контрастный анализ
"Сравните эти два внутренних переживания — утраты и присутствия — что
бы заметить процессуальные отличия в том, как вы думаете о них. Когда вы
думаете об утрате, что вы видите/слышите/ощущаете (тактильно)? Когда вы
думаете о присутствии в вашей жизни другого человека, что вы види
те/слышите/ощущаете (тактильно)?" Местоположение этих двух представ-лений во внутреннем воображаемом пространстве клиента является особенно|
важным параметром и может оказаться единственно информацией, которая
вам действительно потребуется. (Если переживания клиента слишком интен
сивны, переходите к шагу 5.) Составьте список всех субмодальных различий
между этими двумя переживаниями. Например, утрата может воспринимать-
ся как диссоциированная, неподвижная, черно-белая фотография, в то время как присутствие - - как ассоциированное цветное кино и т.п. Особенно отметьте различия в следующих субмодальностях: кино/слайд, ассоциация/диссоциация и прозрачность.
4. Проверка субмодальных различий (необязательно)Чаще всего единственная необходимая вам информация - - это местоположение этих двух представлений в пространстве, но иногда полезно знать и другие различия, и они могут дать вам как полезную информацию для дальнейших проверок, так и ценные знания, которые пригодятся вам в работе с другими людьми.
Попробуйте по очереди изменять субмодальные параметры из вашего списка, чтобы модифицировать переживание утраты и сделать его похожим на переживание присутствия. Например, "Посмотрите на застывшую фотографию и позвольте ей превратиться в фильм, изображающий то, что предшествовало ситуации, представленной на фотографии, и непосредственно следовало за ней. Когда фотография превратится в фильм, обратите внимание, в какой степени это изменит ваше состояние, сменив ощущения утраты ощущениями присутствия". Прежде чем перейти к проверке следующей субмодальности, верните предыдущие параметры к первоначальному значению. В данном примере вам следует сначала фильм снова превратить в слайд, и лишь затем изменять черно-белое изображение на цветное. Определите, изменение какой субмодальности дает наиболее значительный эффект в ослаблении ощущения утраты и усилении ощущения присутствия. (Если вы заметите, что изменение одной субмодальности приводит к автоматическому изменению других субмодальностей из вашего списка, это указывает на то, что вы нашли самую сильную субмодальность, которую мы называем "веду-
щей'.)