Контрастный анализ

"Сравните эти два внутренних переживания — утраты и присутствия — что­
бы заметить процессуальные отличия в том, как вы думаете о них. Когда вы
думаете об утрате, что вы видите/слышите/ощущаете (тактильно)? Когда вы
думаете о присутствии в вашей жизни другого человека, что вы види­
те/слышите/ощущаете (тактильно)?" Местоположение этих двух представ-лений во внутреннем воображаемом пространстве клиента является особенно|
важным параметром и может оказаться единственно информацией, которая
вам действительно потребуется. (Если переживания клиента слишком интен­
сивны, переходите к шагу 5.) Составьте список всех субмодальных различий
между этими двумя переживаниями. Например, утрата может воспринимать-

ся как диссоциированная, неподвижная, черно-белая фотография, в то время как присутствие - - как ассоциированное цветное кино и т.п. Особенно от­метьте различия в следующих субмодальностях: кино/слайд, ассоциа­ция/диссоциация и прозрачность.

4. Проверка субмодальных различий (необязательно)Чаще всего единственная необходимая вам информация - - это местоположе­ние этих двух представлений в пространстве, но иногда полезно знать и дру­гие различия, и они могут дать вам как полезную информацию для дальней­ших проверок, так и ценные знания, которые пригодятся вам в работе с дру­гими людьми.

Попробуйте по очереди изменять субмодальные параметры из вашего спис­ка, чтобы модифицировать переживание утраты и сделать его похожим на переживание присутствия. Например, "Посмотрите на застывшую фотогра­фию и позвольте ей превратиться в фильм, изображающий то, что предше­ствовало ситуации, представленной на фотографии, и непосредственно сле­довало за ней. Когда фотография превратится в фильм, обратите внимание, в какой степени это изменит ваше состояние, сменив ощущения утраты ощу­щениями присутствия". Прежде чем перейти к проверке следующей субмо­дальности, верните предыдущие параметры к первоначальному значению. В данном примере вам следует сначала фильм снова превратить в слайд, и лишь затем изменять черно-белое изображение на цветное. Определите, из­менение какой субмодальности дает наиболее значительный эффект в ослаб­лении ощущения утраты и усилении ощущения присутствия. (Если вы заме­тите, что изменение одной субмодальности приводит к автоматическому из­менению других субмодальностей из вашего списка, это указывает на то, что вы нашли самую сильную субмодальность, которую мы называем "веду-

щей'.)