Источники ошибок при восприятии другого человека

Вопрос

 

В процессе общения человек воспринимает другого человека и одновременно стремится произвести на партнера определенное впечатление. Восприятие и построение образа самого себя и партнера в процессе общения образуют систему социальной перцепции, которая определяет во многом протекание общения.

Принципы социальной перцепции можно представить схематически:

В нижнем ряду показаны реально существующие люди: А и Б. Для внешнего наблюдателя именно они являются партнерами по общению, они обмениваются репликами, жестами, мимическими знаками. Но можно ли утверждать, что общение психологически этим и ограничивается?

Над реально существующими людьми в схеме расположены «виртуальные персонажи» - образы, существующие в головах реальны А и Б. Это Я-образы, т.е. персонажи такие, какими они себя представляют: А-А находится в голове А, Б-Б находится в голове Б. Эти Я-образы имеют некоторое сходство с реально существующими людьми, но не совпадают с ними полностью. Но и это еще не все. У каждого из персонажей имеется образ своего партнера – Ты-образ. Эти образы показаны в третьем снизу ряду. Б-А – это образ Б в представлении А, А-Б – это образ А в представлении Б. Ты-образ имеет сходство с реальным партнером, но каждый вносит в него и что-то от себя. При общении человек из своего Я-образа обращается к своему Ты-образу партнера; слышит это обращение Я-образ партнера и отвечает, тоже имея имеющийся у него Ты-образ. Иначе говоря, внешне ведут диалог реальные люди А и Б, но психологически А-А обращается к Б-А, получает это сообщение Б-Б и ответ направляет к А-Б.

Кроме этих реальных и «виртуальных» персонажей, участвующих в диалоге, есть и еще «незримый третий» - объективный внешний фактор – социальная норма, или мнение авторитета (на схеме вверху). Его присутствие отражается в репликах типа: «Я делаю, как все нормальные люди», «Это же так естественно, а ты…». Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшее условие успешности общения – это сходное представление о социальных нормах.

Таблица 4

Источник ошибки Характеристика
Стереотип Определенное, устойчивое на данный отрезок времени представление о человеке
Предварительная установка Наличие позитивной или негативной установки до начала общения
Эффект ореола влияние общего впечатления о человеке на оценку частных его свойств
Эффект новизны на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, полученные в первую очередь
Эффект проецирования перенос на других людей некоторых собственных свойств и ожидание соответствующего поведения
Эффект бумеранга воздействие информации на партнеров по общению вызывает обратный результат

 

Важнейшими предпосылками общения являются установки и настроение.

 

Настроение – это эмоции, на фоне которых протекает общение.